Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 25.09.2014 по делу N 3-56/2014 <О признании частично недействующим подпункта 10 пункта 1 постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу № 3-56/2014

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского республиканского отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:

Удмуртское республиканское отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее по тексту - УРО ОО "ВОА", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 211, оспариваемое постановление).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что между ним (Арендатор) и Администрацией г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (Арендодатель) были заключены договоры аренды шести земельных участков в целях размещения на них следующих стоянок автотранспорта:
стоянка индивидуального автотранспорта "Иж" на земельном участке с кадастровым номером 18:26:059813:004, площадью 5 691 кв. м по ул. К. Либкнехта в г. Ижевске (договор аренды № от 13 декабря 2000 года),
стоянка автотранспорта "Аэропорт-1" на земельном участке с кадастровым номером 18:26:051056:018, площадью 6 093 кв. м по ул. Первомайская в г. Ижевске (договор аренды № от 25 апреля 2001 года),
автостоянка "Волга" на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010158:0001, площадью 3 838 кв. м по ул. Холмогорова, 21б в г. Ижевске (договор аренды № от 27 марта 1996 года),
автостоянка "Елочка" на земельном участке с кадастровым номером 18:26:030034:0057, площадью 15 841 кв. м по ул. Автозаводская в г. Ижевске (договор аренды № от 27 марта 1996 года),
автостоянка "Майская" на земельных участках с кадастровыми номерами 18:26:010112:0002 и 18:26:010346:0007, общей площадью 4 068 кв. м по пер. Северному, 55а в г. Ижевске (договор аренды № от 30 декабря 2002 года),
стоянка индивидуального автотранспорта "Цирк" на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050754:006, площадью 2 514 кв. м по ул. Железнодорожная в г. Ижевске (договор аренды № от 01 ноября 2000 года).
Приложением № 1 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275) была установлена кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, в зависимости от которой устанавливается размер арендной платы. В результате изменения постановления Правительства УР № 275 оспариваемым постановлением Правительства УР № 211, начиная с 01 января 2009 года, кадастровая стоимость арендуемых земельных участков увеличилась, что повлекло увеличение расходов общества на их содержание. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие его денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 211 недействующим с момента принятия в части подпункта 10 пункта 1:
в пункте 2171 о замене цифры "1 154 933,76" на цифру "4 012 696,32", в пункте 2957 о замене цифры "1 996 681,12" на цифру "5 885 611,38", в пункте 6325 о замене цифры "1 198 184,68" на цифру "3 336 012,24", в пункте 22858 о замене цифры "8 809 338,51" на цифру "11 099 471,88", в пункте 48071 о замене цифры "1 303 760,40" на цифру "3 906 052,08", в пункте 52681 о замене цифры "3 159 829,80" на цифру "6 180 556,41", в пункте 53063 о замене цифры "2 976 449,91" на цифру "11 111 108,40" в разделе "Город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 3 - 6).
Представитель УРО ОО "ВОА" З.И.А. (доверенность от 13 марта 2014 года сроком на один год - л.д. 7) в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства УР, чье постановление обжалуется - консультант отдела судебной практики Государственно-правового управления Администрации Главы и Правительства УР С.О.В. (доверенность № 7-196/9 от 08 апреля 2014 года сроком по 08 апреля 2015 года - л.д. 141) в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что постановление Правительства УР № 211 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 211 явилось наличие в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. В связи с чем, в июле 2010 года Исполнитель Отчета - Пермский филиал ФГУП "ФКЦ Земля" в порядке информационного взаимодействия представил исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости отдельных земельных участков. В результате чего данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем издания оспариваемого постановления (л.д. 134 - 140).
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - главный специалист-эксперт Р.О.С. (доверенность № 65 от 03 июля 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 144), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 211 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом пояснила, что необходимость внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 была обусловлена ошибками в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики. В связи с чем, в порядке информационного взаимодействия с Правительством УР в рамках исправления кадастровой ошибки было принято оспариваемое постановление (л.д. 142, 143).
Представитель Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее по тексту - Арендодатель) был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 119, 120), но в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил. Руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Кроме того, суд признает, что неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д. 118), согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление УРО ОО "ВОА" подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
Исходя из чего, при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд оценивает оспариваемые заявителем части нормативного правового акта в полном объеме, независимо от доводов, изложенных в заявлении.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Причем кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил № 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил № 316).
Согласно пункту 8 Правил № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил № 316).
Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8 и 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Исходя из вышеизложенного, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 211, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Постановление Правительства УР № 211 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 211 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31 июля 2012 года № 41 (II) (л.д. 15, 130).
Подпунктом 10 пункта 1 постановления Правительства УР № 211 в разделе "Город Ижевск" изменена используемая при расчете арендных платежей кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами:
18:26:010112:0002 цифра "1 154 933,76" заменена на цифру "4 012 696,32" (пункт 2171),
18:26:010158:0001 цифра "1 996 681,12" заменена на цифру "5 885 611,38" (пункт 2957),
18:26:010346:0007 цифра "1 198 184,68" заменена на цифру "3 336 012,24" (пункт 6325),
18:26:030034:0057 цифра "8 809 338,51" заменена на цифру "11 099 471,88" (пункт 22858),
18:26:050754:006 цифра "1 303 760,40" заменена на цифру "3 906 052,08" (пункт 48071),
18:26:051056:018 цифра "3 159 829,80" заменена на цифру "6 180 556,41" (пункт 52681),
18:26:059813:004 цифра "2 976 449,91" заменена на цифру "11 111 108,40" (пункт 53063)
в таблице № 26 приложения № 1 к постановлению Правительства УР № 275) (л.д. 8 - 14).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, вышеназванные земельные участки заявитель (Арендатор) арендовал у Администрации г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска (Арендодатель).
Так, по договору аренды земли № от 13 декабря 2000 года и дополнительным соглашениям к нему за № от 25 июня 2009 года, № от 29 апреля 2010 года, № от 04 апреля 2011 года, № от 20 марта 2012 года, № от 18 марта 2013 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:059813:004, с адресным ориентиром ул. К. Либкнехта в Первомайском районе, площадью 5 691 кв. м для размещения на нем стоянки индивидуального автотранспорта "Иж". Срок аренды с 01 июля 2001 года по 07 февраля 2013 года, продлен на неопределенный срок. Договор зарегистрирован Учреждением юстиции "Регистрационная палата УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 06 июня 2001 года под № (л.д. 37 - 46, 103).
Договором аренды земли № от 25 апреля 2001 года и дополнительным соглашениям к нему за № от 29 апреля 2005 года, № 2 от 28 июля 2008 года, № от 26 мая 2009 года, № от 29 апреля 2010 года, № от 25 февраля 2011 года, № от 02 февраля 2012 года, № от 20 декабря 2012 года, № от 03 сентября 2013 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:051056:018, с адресным ориентиром ул. Первомайская в Первомайском районе, площадью 5 093 кв. м для размещения на нем стоянки автотранспорта "Аэропорт-1". Срок аренды с 01 июля 2001 года по 04 января 2013 года, продлен на неопределенный срок. Договор зарегистрирован Учреждением юстиции "Регистрационная палата УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 06 июня 2001 года под № (л.д. 47 - 61, 104).
По договору аренды земли № от 27 марта 1996 года и дополнительным соглашениям к нему за № от 29 апреля 2005 года, № от 28 ноября 2008 года, № от 02 октября 2009 года, № от 19 апреля 2010 года, № от 15 апреля 2011 года, № от 27 декабря 2011 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:010158:0001, с адресным ориентиром г. Ижевск, ул. Холмогорова, 21б, площадью 3 838 кв. м для размещения существующей автостоянки "Волга". Срок аренды с 01 апреля 1996 года по 16 июля 2012 года, продлен на неопределенный срок (л.д. 62 - 75, 105).
Согласно договору аренды земли № от 27 марта 1996 года и дополнительным соглашениям к нему за № от 23 июня 2005 года, № от 28 ноября 2008 года, № от 02 октября 2009 года, № от 06 августа 2010 года, № от 11 июля 2011 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:030034:0057, с адресным ориентиром г. Ижевск, ул. Автозаводская, в Устиновском районе, площадью 15 841 кв. м для размещения существующей автостоянки "Елочка". Срок аренды с 01 апреля 1996 года по 26 мая 2012 года, продлен на неопределенный срок. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 19 сентября 2005 года под № (л.д. 76 - 87, 106).
Договором аренды земли № от 30 декабря 2002 года и дополнительными соглашениями к нему за № от 19 февраля 2007 года, № от 22 декабря 2011 года, № от 20 сентября 2012 года, № от 22 июля 2013 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок площадью 4 068 кв. м с кадастровым номером 18:26:0:0126, состоящий из земельного участка площадью 2176, 0 кв. м с кадастровым номером 18:26:010112:0002 и земельного участка площадью 1892, 0 кв. м с кадастровым номером 18:26:010346:0007, с адресным ориентиром г. Ижевск, пер. Северный, 55а в Октябрьском районе для эксплуатации и обслуживания автостоянки "Майская". Срок аренды с 01 апреля 2003 года по 23 октября 2012 года, продлен на неопределенный срок. Договор зарегистрирован Учреждением юстиции "Регистрационная палата УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 04 марта 2003 года под № (л.д. 88 - 97, 107).
Согласно договору аренды земли № от 01 ноября 2000 года, Арендодатель предоставил УРО ОО "ВОА" в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:050754:006, по адресу ул. Железнодорожная, в Первомайском районе в г. Ижевске, площадью 2 514 кв. м для размещения стоянки индивидуального автотранспорта "Цирк". Срок аренды с 01 июля 2001 года по 02 сентября 2014 года. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 19 сентября 2005 года под № (л.д. 98 - 101, 108).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по постановлению Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности УР и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172) и напрямую зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка.
Так, пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы.
Исходя из чего, на основании постановления Правительства УР № 211, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, Арендодатель выполнил и направил в адрес заявителя перерасчет арендной платы в отношении земельных участков, используемых последним под автостоянки (л.д. 102).
В результате данного перерасчета была установлена следующая задолженность:
по договору № от 13 декабря 2000 года по состоянию на 05 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 374 964,04 руб., по пени - 17,08 руб.;
по договору № от 25 апреля 2001 года по состоянию на 06 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 139 239,3 руб., по пени - 18,13 руб.;
по договору № от 27 марта 1996 года по состоянию на 06 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 179 610,47 руб., по пени - 11,45 руб.;
по договору № от 27 марта 1996 года по состоянию на 05 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 105 562,86 руб., по пени - 50,54 руб.;
по договору № от 30 декабря 2002 года по состоянию на 04 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 155 336,04 руб., по пени - 16,97 руб.;
по договору № от 01 ноября 2000 года по состоянию на 05 сентября 2012 года недоимка по основному платежу составила 80 889,91 руб., по пени - 10,75 руб. (л.д. 103 - 108).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 211 в части изменения кадастровой стоимости арендуемых заявителем земельных участков, повлекло значительное увеличение расходов последнего на их содержание, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
Причем ссылка представителя Управления Росреестра по УР на то, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде право аренды УРО ОО "ВОА" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:059813:004 (автостоянка "Иж"), 18:26:010158:0001 (автостоянка "Волга") и 18:26:030034:0057 (автостоянка "Елочка") прекращено, отклоняется судом, поскольку данное обстоятельство не влияет на обязанность заявителя возместить задолженность по арендной плате, предъявленную ему Арендодателем, в связи с принятием постановления Правительства УР № 211, в том числе за аренду вышеназванных земельных участков, что затрагивает его права и законные интересы.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР № 211 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), то есть в связи с необходимостью исправления кадастровой ошибки.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе кадастровая ошибка в сведениях, т.е. воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции от 22 июля 2008 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости ее устранения, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признает, что данная правовая норма не устанавливает какого-либо особого порядка устранения кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылки представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанные на нормах действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, при подготовке оспариваемого постановления орган кадастрового учета не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам.
Ссылки представителя Правительства УР на пояснительную записку к проекту постановления Правительства УР и письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 26 июля 2010 года за № 01-10/2/712, которым сопровожден Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений на 12 июля 2010 года, не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия в установленном законом порядке, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, ее обоснование, в том числе обоснование необходимости исправления, и доведения данных документов, в т.ч. до сведения заявителя.
Ссылка представителя Правительства УР на приказ Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не изменяет (отменяет) установленный законом порядок исправления кадастровой ошибки, доказательств соблюдения которого органом, издавшим оспариваемое постановление, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 4 оспариваемого постановления Правительства УР № 211 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР отдельных положений вышеуказанного документа, в частности пункта 3, что подтвердил в судебном заседании представитель Правительства УР (л.д. 139).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316.
Таким образом, суд признает, что постановлением Правительства УР № 211 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:059813:004, 18:26:051056:018, 18:26:010158:0001, 18:26:030034:0057, 18:26:010112:0002, 18:26:010346:0007 и 18:26:050754:006, используемых под размещение автостоянок на землях населенных пунктов г. Ижевска УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, предоставленных заявителю на праве аренды, изменена произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять кадастровую оценку земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтверждено принятие постановления Правительства УР № 211 с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных УРО ОО "ВОА", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 211 к таковым не относится.
Пунктом 4 постановления Правительства УР № 211 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установления задолженности заявителя перед бюджетом города в общей сумме 1 035 727,54 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Удмуртского республиканского отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1:
в пункте 2171 о замене цифры "1 154 933,76" на цифру "4 012 696,32",
в пункте 2957 о замене цифры "1 996 681,12" на цифру "5 885 611,38",
в пункте 6325 о замене цифры "1 198 184,68" на цифру "3 336 012,24",
в пункте 22858 о замене цифры "8 809 338,51" на цифру "11 099 471,88",
в пункте 48071 о замене цифры "1 303 760,40" на цифру "3 906 052,08",
в пункте 52681 о замене цифры "3 159 829,80" на цифру "6 180 556,41",
в пункте 53063 о замене цифры "2 976 449,91" на цифру "11 111 108,40"
в разделе "Город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2014 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------