Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ МОиН УР от 07.10.2014 N 804 "Об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 7 октября 2014 г. № 804

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В целях совершенствования и координации инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике приказываю:
1. Утвердить:
Положение об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике (приложение 1);
Положение о Республиканском экспертном совете (приложение 2);
Положение о Республиканской инновационной площадке (приложение 3);
Положение об экспертной комиссии при Республиканском экспертном совете (приложение 4);
Положение об основных требованиях к оформлению и содержанию инновационного проекта (приложение 5);
Положение об экспертизе инновационных проектов и программ (приложение 6);
Форму экспертного заключения на присвоение субъекту инновации статуса республиканской инновационной площадки (приложение 7);
Примерную форму отчета о деятельности республиканской инновационной площадки (приложение 8);
Состав Республиканского экспертного совета (приложение 9).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Удмуртской Республики И.Н. Белозерова.

И.о. министра
А.Л.КУЗНЕЦОВ





Приложение 1
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет государственную политику в области инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике.
2. Положение разработано в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Удмуртской Республики, регламентирующими деятельность органов управления образованием муниципальных районов и городских округов и образовательных организаций в условиях инновационной деятельности.
3. Субъекты инновации - органы управления образованием муниципальных образований, образовательные организации республики, работники сферы образования.
4. Инновационная деятельность осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики" по отрасли образования, а также за счет средств учредителей, ассоциаций, творческих союзов, предприятий, отдельных граждан и иных источников, не запрещенных законодательством.

II. Цели и задачи инновационной политики
в сфере образования

5. Основной целью инновационной политики является инициирование и стимулирование инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике.
6. Задачи инновационной политики:
повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования в Удмуртской Республике;
привлечение педагогов-практиков к разработке инновационных проектов, отражающих приоритеты региональной образовательной политики;
организация взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования с организациями высшего, среднего профессионального образования республики;
объединение ресурсов участников инновационной деятельности;
содействие распространению передового педагогического опыта и инновационных разработок;
создание единой системы мониторинга, экспертизы реализации инновационных проектов.

III. Принципы инновационной политики

7. Инновационная политика Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство) строится в соответствии с приоритетами Федеральной целевой программы развития образования (ст. 1 Закона "Об образовании в Российской Федерации") и Республиканской целевой программой развития образования в Удмуртской Республике.
8. Главной ценностью инновационной политики Министерства признается физическое, психологическое, духовное и нравственное благополучие обучающихся.
9. Рассмотрение и экспертиза инновационных проектов проводятся с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

IV. Основные направления инновационной деятельности
в сфере образования в Удмуртской Республике

10. Разработка и апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования.
11. Создание и развитие новых структур в системе образования, государственно-общественных форм управления, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем.
12. Разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием.
13. Разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития образования.
14. Апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения, воспитания и развития обучающихся.
15. Разработка и апробация новых направлений деятельности образовательных организаций.

V. Органы, обеспечивающие проведение инновационной
политики в сфере образования в Удмуртской Республике

16. К органам, обеспечивающим проведение инновационной политики в сфере образования в Удмуртской Республике, относятся Министерство, Республиканский экспертный совет Министерства, автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики" (далее - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики), органы управления образованием муниципальных районов и городских округов.
17. Министерство для проведения инновационной политики в сфере образования наделено следующими функциями:
осуществляет государственную политику в области инновационной деятельности в системе образования республики;
принимает необходимые меры по совершенствованию правовой базы республики в области инновационной деятельности;
выступает с соответствующими инициативами, направленными на совершенствование федерального, республиканского законодательства в инновационной деятельности в сфере образования;
контролирует ведение инновационной деятельности на территории республики.
18. Инновационная деятельность в сфере образования в Удмуртской Республике осуществляется в форме разработки и реализации инновационных проектов и инновационных программ.
Инновационный проект - способ планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы, завершающейся достижением новых (планируемых) образовательных результатов обучающихся.
Инновационная программа - комплекс инновационных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение актуальных для развития системы образования проблем посредством разработки, освоения и распространения инноваций.
19. Республиканский экспертный совет (далее - Совет) является общественным органом Министерства, участвующим в выработке управленческих решений в области инновационной деятельности.
20. Экспертные комиссии формируются и действуют при Совете для организации и проведения экспертизы. Деятельность экспертных комиссий и порядок проведения экспертизы регулируются соответствующими положениями: "Положением об экспертной комиссии при Республиканском экспертном совете" и "Положением об экспертизе инновационных образовательных проектов и программ".
21. Республиканская инновационная площадка Министерства - особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по разработке стратегически важных направлений развития системы образования в Удмуртской Республике посредством реализации инновационных проектов и программ (деятельность площадки регулируется "Положением о Республиканской инновационной площадке").
22. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики наделен следующими функциями:
инициирует и поддерживает на территории Удмуртской Республики инновационную деятельность;
обеспечивает организационную, научно-методическую, информационную и иную поддержку инновационной деятельности на территории Удмуртской Республики;
осуществляет мониторинг инновационной деятельности на территории Удмуртской Республики;
проводит экспертизу инновационных проектов и программ;
ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной деятельности, осуществляемой в системе образования Удмуртской Республики. Итоги инновационной деятельности оформляет в виде отчета и направляет в Министерство, органы управления образованием муниципальных районов и городских округов;
проводит курсы повышения квалификации по организации и осуществлению инновационной деятельности.
23. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов наделены следующими функциями:
определяют приоритетные для муниципального уровня направления инновационной деятельности;
обеспечивают организационную, научно-методическую, информационную и иную поддержку инновационной деятельности на территории муниципального образования;
осуществляют мониторинг инновационной деятельности на территории муниципального образования;
управляют развитием и распространением инноваций в подведомственных образовательных организациях в соответствии с Положением об инновационной деятельности муниципальных образований.

VI. Правовое регулирование отношений в области
инновационной деятельности

24. Отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике, регулируются законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Удмуртской Республики, положениями, утверждаемыми Министерством образования и науки Удмуртской Республики, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность субъектов инноваций в условиях инновационной деятельности.





Приложение 2
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании "Положения об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике".
2. В своей деятельности Республиканский экспертный совет (далее - Совет) руководствуется нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Удмуртской Республики, настоящим Положением.
3. Настоящее Положение определяет порядок создания, функции и организацию работы Совета Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство).
4. Совет является общественным органом Министерства, участвующим в выработке управленческих решений в области инновационной деятельности в системе образования республики.

II. Цели и задачи создания Совета

5. Совет создан в целях:
развития инновационной деятельности в сфере образования;
координации деятельности Республиканских инновационных площадок на базе образовательных организаций Удмуртской Республики;
проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных проектов и программ.
6. Основной задачей Совета является осуществление экспертной оценки инновационных проектов и программ для осуществления дальнейшей эффективной деятельности субъекта инновации.

III. Функции Совета

7. Основными функциями Совета являются:
заявление конкурсных направлений инновационных разработок с целью поступательного развития системы образования Удмуртской Республики;
экспертиза инновационных проектов и программ, направленных на реализацию основных целей инновационной политики в сфере образования республики;
оформление результатов экспертизы в виде решений Совета о присвоении субъекту инновации статуса Республиканской инновационной площадки, а также о продлении сроков функционирования Республиканской инновационной площадки или прекращении работы субъекта инновации в статусе Республиканской инновационной площадки;
формирование банка данных об основных направлениях инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике;
информирование педагогической общественности о реализуемых инновационных проектах и программах;
анализ ежегодных отчетов Республиканских инновационных площадок о результатах реализации инновационных проектов и программ.

IV. Состав Совета

8. В состав Совета могут входить специалисты Министерства, специалисты органов управления образованием муниципальных образований, сотрудники Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, представители научных и общественных организаций, руководящие, педагогические и научные работники образовательных организаций.
9. Персональный состав Совета утверждается приказом Министерства.
10. Возглавляет Совет один из заместителей министра образования и науки Удмуртской Республики.
11. Работу между заседаниями Совета организует секретарь.
12. Ротация в составе Совета осуществляется один раз в три года. Член Совета имеет право выйти из его состава по собственному желанию.
13. Для проведения экспертизы инновационных проектов и программ при Совете могут создаваться экспертные комиссии по разным направлениям в соответствии с темой инновационного проекта или программы.

V. Права и обязанности Совета и его членов

14. Совет действует на основе принципов публичности, открытости, направленности на развитие инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике, поддержки инновационных проектов и программ, учета мнений независимых экспертов.
15. Совет и его члены обязаны:
соблюдать требования "Положения о Республиканском экспертном совете", регламент работы Совета;
руководствоваться при принятии решения профессиональными и этическими нормами;
в случае невозможности прибыть на заседание член Совета уведомляет об этом секретаря не позднее чем за 2 дня до проведения заседания.
Совет и его члены несут персональную ответственность за объективную и качественную подготовку экспертных заключений.
16. Совет имеет право:
запрашивать и получать от органов управления образованием муниципальных образований информационные и иные материалы, относящиеся к компетенции Совета;
привлекать для участия в работе экспертных комиссий компетентных специалистов, не входящих в его состав, а также специалистов научных и других организаций, работников системы образования.

VI. Организация работы Совета

17. Организация работы Совета осуществляется в следующем порядке:
деятельность Совета осуществляется в соответствии с планом работы на год, утверждаемым Министерством;
периодичность заседаний Совета - один раз в квартал;
заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов;
заседания Совета проводятся открыто, обеспечивая возможность самому автору инновационного проекта или программы принять участие в его работе. Предпочтительно участие автора в заседаниях Совета.
18. Председатель Совета осуществляет следующие функции:
составляет план работы на год;
проводит заседания Совета;
докладывает Совету об управленческих решениях, принимаемых руководством Министерства в сфере компетенции Совета, в том числе в связи с его рекомендациями;
представляет Совет в иных инстанциях;
осуществляет связь с общественностью.
19. Заместитель председателя Совета выполняет функции председателя в случае его отсутствия.
20. Секретарь выполняет следующие функции:
проводит консультации по оформлению документов для представления в Совет в соответствии с критериальными требованиями к ним;
информирует членов Совета, представителей субъекта инноваций и других заинтересованных лиц о времени заседания и повестке дня;
принимает и регистрирует документы, поступающие на рассмотрение Совета;
обеспечивает ознакомление заинтересованных лиц с документами и материалами по повестке дня предстоящего заседания;
формирует повестку дня заседаний;
ведет протокол заседания;
координирует взаимодействие Совета и экспертных комиссий;
представляет информационные справки, готовит аналитические материалы.
21. Член Совета выполняет следующие функции:
проводит экспертизу инновационных проектов и программ;
участвует в заседаниях Совета;
принимает участие в голосовании при принятии решения Совета.
22. Порядок проведения экспертизы инновационных проектов и программ регламентируется Положением "Об экспертизе инновационных проектов и программ".
23. По результатам экспертизы в течение месяца проводится заседание Совета, где принимается решение о присвоении субъекту инновации статуса Республиканской инновационной площадки, продлении сроков действия Республиканской инновационной площадки, об отказе субъекту инновации в присвоении статуса Республиканской инновационной площадки, о прекращении деятельности Республиканской инновационной площадки. Решение Совет принимает открытым голосованием членов Совета на основании заключения экспертной комиссии и является принятым, если за него проголосовало большинство.
Решение Совета фиксируется секретарем в протоколах заседаний. Протокол заседания подписывается председателем и секретарем Совета.
На основании положительного решения Совета приказом Министерства субъекту инновации присваивается статус Республиканской инновационной площадки (продлеваются сроки функционирования Республиканской инновационной площадки), утверждаются тема и сроки реализации инновационного проекта или программы. Приказ издается не позднее 10 дней после принятия решения Советом.
В случае отказа в присвоении субъекту инновации статуса (продлении сроков функционирования) Республиканской инновационной площадки в течение 10 дней со дня проведения Совета оформляется письменное заключение Совета. Заключение подписывается председателем и секретарем Совета.

VII. Разрешение спорных вопросов

24. При несогласии субъекта инновации с заключением эксперта он может ходатайствовать перед Советом о назначении повторной экспертизы.
25. В случае отрицательного заключения Совета субъект инновации может повторно направить свои документы на рассмотрение Совета не ранее чем через год.

VIII. Взаимодействие Совета

26. Совет взаимодействует с подразделениями Министерства, органами управления образованием муниципальных образований, с подразделениями Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики и другими организациями.





Приложение 3
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

I. Общие положения

1. Положение разработано на основе Положений об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике и о Республиканском экспертном совете (далее - Совет).
2. Республиканская инновационная площадка (далее - Площадка) - особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по разработке стратегически важных направлений развития системы образования в Удмуртской Республике посредством реализации инновационных проектов и программ.
3. Положение определяет нормативно-правовые, финансово-экономические, содержательные основы функционирования Площадки.
4. Статус Площадки может быть присвоен:
образовательной организации (вне зависимости от организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности и подчиненности), расположенной на территории Удмуртской Республики;
группе образовательных организаций, объединенных единой темой инновационного проекта (программы), использующих результаты реализации инновационного проекта (программы) в образовательной практике и сформировавших единое инновационное поле;
системам муниципальных образований Удмуртской Республики.
4. Субъект инновации, на базе которого открывается Площадка, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормативными актами, регламентирующими инновационную деятельность в Российской Федерации и Удмуртской Республики, настоящим Положением.
5. Площадки могут реализовывать инновационные проекты (программы) по одному или нескольким направлениям инновационной деятельности: как по тематикам, предложенным Министерством образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство), так и по самостоятельно избранным темам, если последние имеют существенное значение для развития системы образования Удмуртской Республики.

II. Присвоение статуса Площадки

6. Присвоение статуса Площадки осуществляется Министерством в порядке, установленном настоящим Положением.
7. Республиканский уровень Площадки определяется:
значимостью разрабатываемых проблем для стратегии развития образования региона, комплексностью научного обеспечения, обоснованностью способов и средств реализации представленного проекта (программы);
направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по разработке приоритетных направлений развития региональной системы образования, формированию научно-обоснованной практики, конструированию содержания образования, введению новых форм и технологий организации образовательного процесса, проектированию и моделированию различных типов образовательных организаций.
8. Заявка на присвоение статуса Площадки подается соискателем в Министерство в период с 1 сентября до 30 апреля текущего учебного года. Основанием направления заявки на присвоение статуса Площадки является подготовка соискателем проектной заявки.
9. При принятии решения о присвоении статуса Площадки Министерством учитывается мнение органа управления образованием муниципального образования, на территории которого расположен соискатель статуса Площадки, результаты внешних по отношению к субъекту инноваций экспертиз (муниципального экспертного совета, независимых экспертов и других).
10. Экспертиза документов на присвоение статуса Площадки проводится в течение месяца с момента их предоставления.
11. В случае отрицательного заключения экспертной комиссии соискателю в течение 10 дней со дня проведения Совета направляется обоснованный ответ.
12. Соискатель вправе представить заявку повторно не ранее чем через год.
13. На основании положительного заключения Совета субъекту инновации приказом Министерства в течение 10 дней присваивается статус Республиканской инновационной площадки, утверждаются тема и сроки реализации инновационного проекта (программы), назначается научный руководитель.
14. Статус Площадки не изменяет тип образовательной организации.
15. Все расходы по проведению внешней экспертизы несет автор инициативы.
16. Статус Площадки присваивается на время реализации инновационного проекта (программы) на срок от года до пяти лет. Срок действия статуса Площадки может быть изменен по решению Совета.
17. Реализация инновационного проекта (программы) Площадки начинается после принятия решения о присвоении соответствующего статуса.

III. Управление деятельностью Площадки

18. С целью обеспечения высокого качества реализации инновационного проекта (программы) и для координации деятельности всех участников инновационной деятельности определяется научный руководитель Площадки (далее - научный руководитель).
19. Научный руководитель закрепляется решением Совета и осуществляет свою деятельность с момента присвоения субъекту инновации статуса Площадки и до завершения процесса реализации инновационного проекта (программы).
20. Функции научного руководителя:
обеспечение научно-методического сопровождения инновационной деятельности;
разработка способов компенсации негативных последствий, рисков инновационной деятельности;
оказание помощи в оформлении результатов деятельности Площадки в виде отчетов, статей, методических пособий, авторских программ, учебных пособий.
21. Ежегодным итоговым документом, отражающим деятельность Площадки, является отчет о деятельности Площадки, который представляется в Министерство в соответствии с предложенной примерной формой отчета о деятельности Республиканской инновационной площадки.
22. Субъект инновации имеет возможность подать заявку на присвоение статуса федеральной инновационной площадки, в том числе при получении положительных результатов деятельности Площадки.

IV. Права и обязанности субъекта инновации,
имеющего статус Площадки

23. Площадка осуществляет свою деятельность в соответствии с прошедшей экспертизу проектной заявкой.
24. Субъект инновации, имеющий статус Площадки, в процессе реализации инновационного проекта (программы) имеет право:
вносить изменения в цели, задачи и содержание образовательных программ, формы организации образовательного процесса, в использование педагогических методов и технологий обучения и воспитания, систему средств обучения и воспитания;
совершенствовать систему управления образовательной организацией;
осуществлять в случае необходимости и при наличии соответствующего обоснования отбор обучающихся в группы, классы, участвующие в реализации инновационного проекта (программы);
изменять формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
публиковать результаты своих разработок.
25. Площадки обязаны:
реализовать инновационный проект (программу) в установленные сроки;
обеспечивать в рамках реализации инновационного проекта (программы) уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований федеральных государственных образовательных стандартов;
своевременно представлять отчетные материалы в соответствии с календарным планом работ (в том числе отчет об использовании полученных финансовых, материально-технических и других ресурсов); первый и завершающий отчеты представляются в установленной форме отчета и доклада, промежуточные отчеты могут быть представлены в установленной форме, а также в виде продуктов инновационной деятельности (образовательных программ, проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, учебных пособий и т.д.);
своевременно информировать научного руководителя о возникших проблемах, препятствующих реализации инновационного проекта (программы), а также о тех, которые могут привести к невыполнению календарного плана работ.
26. Руководители организаций, имеющих статус Площадки, несут полную ответственность за результаты образовательной деятельности, выполнение календарного плана работ, обеспечивают сохранность жизни и здоровья обучающихся и их защиту от возможных негативных результатов и последствий инновационной деятельности.

V. Прекращение действия статуса Площадки

27. Прекращение действия статуса Площадки осуществляется после завершения реализации инновационного проекта (программы) в соответствии с установленными сроками ее действия.
28. Действие статуса Площадки может быть также прекращено досрочно в следующих случаях:
ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, зафиксированных в календарном плане работ;
получение промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации инновационного проекта (программы), в частности значительное ухудшение уровня и качества подготовки обучающихся;
нарушение Площадкой законодательства Российской Федерации, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, несоблюдение требований СанПиНов по охране здоровья обучающихся, нарушения сроков представления отчетности;
потеря более чем 1/3 участников инновационной деятельности.
29. Вопрос о досрочном прекращении действия Площадки рассматривается Советом по итогам промежуточного отчета или по результатам экспертизы, назначаемой Министерством при наличии оснований.
30. Прекращение действия статуса Республиканской инновационной площадки по основаниям, указанным в разделе V, оформляется приказом Министерства в соответствии с решением Совета.

VI. Финансирование деятельности Площадки

32. Присвоение статуса Площадки не влечет за собой финансовых обязательств со стороны Министерства.
33. Финансирование инновационной деятельности Площадок осуществляется из источников, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Удмуртской Республики и органов местного самоуправления.





Приложение 4
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПРИ РЕСПУБЛИКАНСКОМ
ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ

I. Общие положения

1. Положение об экспертной комиссии (далее - Комиссия) при Республиканском экспертном совете (далее - Совет) разработано на основе Положений об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике, о Республиканском экспертном совете, о Республиканской инновационной площадке (далее - Площадка).
2. Комиссия создается при Совете для осуществления педагогической (психолого-педагогической, социально-педагогической) экспертизы инновационных проектов и программ.
3. Основной целью деятельности Комиссии является определение целесообразности реализации представленного инновационного проекта (программы), выработка рекомендаций о присвоении статуса Площадки и предложений (в случае необходимости) по кадровому, научному, организационному, материально-техническому, правовому обеспечению рассмотренного проекта (программы).

4. В своей работе Комиссия руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации", правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, настоящим Положением.

II. Состав экспертной комиссии

5. Состав Комиссии формируется в соответствии со следующими положениями:
Комиссии формируются по направлениям в зависимости от темы инновационного проекта (общее, дополнительное, профессиональное образование, управление образовательными системами и др.). Состав экспертной комиссии утверждается решением Совета;
организацию работы Комиссии осуществляет председатель, который является членом Совета.
6. Председатель Комиссии:
формирует персональный состав Комиссии;
организует деятельность членов Комиссии, создавая условия для проведения объективной экспертной оценки;
организует общее заседание Комиссии;
представляет экспертное заключение председателю Совета.
7. Численный состав экспертной комиссии не менее 3 человек.
8. В состав экспертной комиссии наряду с представителями Министерства образования и науки Удмуртской Республики и членами Совета могут входить ученые, методисты, педагоги, представители общественных организаций и т.д.
9. Эксперт должен:
иметь опыт в организации и осуществлении инновационной деятельности;
обладать высоким профессионализмом;
быть эрудированным в области смежных наук;
владеть информацией о социальных предпочтениях и приоритетах развития современного образования;
представлять себе степень разработанности заявленной темы;
соблюдать объективность в оценке;
быть способным помочь Площадке на любом этапе ее работы;
быть ответственным в процедуре экспертизы за принимаемое решение;
учитывать взаимосвязь теории и практики представленного проекта (программы).

III. Порядок работы экспертной комиссии

10. Комиссия обеспечивает качество всех процедур экспертизы в соответствии с Положением об экспертизе инновационных проектов и программ.
11. Комиссия и ее члены обязаны:
соблюдать требования Положения об экспертной комиссии, регламент работы экспертной комиссии;
руководствоваться профессиональными и этическими нормами при принятии решения;
любой из членов экспертной комиссии через секретаря Совета имеет право запросить у субъекта инновации информацию, связанную с реализацией инновационного проекта (программы).
12. Комиссия осуществляет экспертизу и выдает экспертное заключение в течение 3 недель со дня регистрации проектной заявки.
13. Экспертная комиссия и ее члены несут персональную ответственность за объективную и качественную подготовку экспертных заключений.

IV. Экспертное заключение

14. Экспертное заключение обсуждается на открытом заседании Комиссии.
15. Экспертное заключение удостоверяет соответствие (несоответствие) представленных документов требованиям, отраженным в критериях оценки Положения об экспертизе инновационных проектов и программ.
16. На основании экспертного заключения Советом принимается решение.
17. Экспертное заключение должно быть передано в Совет в течение 3 дней после заседания Комиссии.
18. Комиссия несет ответственность за объективность и обоснованность оценок экспертного заключения.





Приложение 5
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

I. Основные положения

1. Настоящее Положение определяет требования к документальному оформлению и содержанию инновационного проекта и инновационной программы.

II. Порядок приема документов на присвоение статуса
Республиканской инновационной площадки

2. Документы на открытие Республиканской инновационной площадки (далее - Площадка) оформляются по принципу: одна заявка - одна тема Площадки.
3. Документы принимаются в период с 1 сентября по 30 апреля текущего учебного года.
4. Документы направляются вместе с сопроводительным письмом на имя председателя Республиканского экспертного совета по юридическому адресу Министерства образования и науки Удмуртской Республики (адрес: 426051, г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 73).
5. Документы принимаются от субъекта инновации (исследователя, исследовательского коллектива, учреждения, организации) вне зависимости от ученого звания, ученой степени или должности.
6. Присланные с заявкой документы не возвращаются.

III. Перечень документов на присвоение статуса
Республиканской инновационной площадки

Для получения статуса Площадки субъект инновации представляет следующие документы:
сопроводительное письмо по установленной форме (приложение 1);
заявка (форма 1);
титульный лист проекта (форма 2);
проектная заявка (форма 3);
календарный план работ с обоснованием необходимого финансирования (форма 4);
предложения по возможному распространению результатов;
программу развития образовательной организации или муниципальной системы образования;
копию лицензии на право ведения образовательной деятельности.





Приложение 1
к Положению
об основных требованиях
к оформлению и содержанию
инновационного проекта
и инновационной программы

Председателю экспертного совета,
заместителю министра образования
и науки Удмуртской Республики
________________________________
(Ф.И.О.)

Уважаемый _______________________!
___________________________________________________________________________
(название муниципального органа управления образованием)
просит провести экспертизу документов на открытие Республиканской
инновационной площадки.

Приложение: ____ на л. в 1 экз.
Подпись руководителя муниципального органа
управления образованием
_________________________________/_______________/
М.П.
(расшифровка подписи)

Ф.И.О. исполнителя
телефон исполнителя





Форма 1
к приложению 2
Положения
об основных требованиях
к оформлению и содержанию
инновационного проекта
и инновационной программы

Заявка
на открытие Республиканской инновационной площадки

1. ________________________________________________________________________
(полное наименование организации - исполнителя проекта)
2. Наименование представляемого инновационного проекта (программы)
___________________________________________________________________________
3. Ответственный руководитель проекта (программы)
___________________________________________________________________________

К заявке прилагаются документы, определенные пунктом III Положения об
основных требованиях к оформлению и содержанию инновационного проекта и
инновационной программы.

Подпись руководителя организации - исполнителя проекта (программы)
_______________/_____________________/
М.П. (расшифровка подписи)



Форма 2
к приложению 2
Положения
об основных требованиях
к оформлению и содержанию
инновационного проекта
и инновационной программы

Титульный лист проекта (программы)


Номер заявки (заполняется МОиН УР)

Дата подачи заявки (заполняется МОиН УР)
Тема инновационного проекта (программы)
Ф.И.О. научного руководителя проекта (программы)
Телефон, e-mail научного руководителя проекта (программы)
Полное название организации - исполнителя проекта (программы)
Ф.И.О. руководителя организации - исполнителя проекта (программы)
Фактический адрес организации - исполнителя проекта (программы)
Телефон, e-mail руководителя организации - исполнителя проекта (программы)

Дата начала работы проекта (программы). Дата окончания работы проекта (программы)
Подпись научного руководителя проекта (программы)
(расшифровка подписи)
Подпись руководителя организации - исполнителя проекта (программы)
М.П. (расшифровка подписи)



Форма 3
к приложению 2
Положения
об основных требованиях
к оформлению и содержанию
инновационного проекта
и инновационной программы

Проектная заявка
__________________________________________
(название образовательной организации)

N
Пункт программы
Содержание
1
Тема (название)
проекта
Тема проекта должна соответствовать основным направлениям региональной образовательной политики. Название не должно содержать сокращений, должно быть лаконичным и раскрывать суть проекта
2
Актуальность проекта
Приводится описание желаемой и реальной ситуации в пределах заявленной темы проекта, констатируется противоречие (группа противоречий) между реальной и желаемой ситуациями в опыте конкретной образовательной организации и в более широком контексте массовой практики. Содержится ответ на вопрос, в чем ценность данного проекта для региональной системы образования
3
Проблема и ее анализ
Формулируется на основе выявленного противоречия, относится непосредственно к области образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных, личностных в системе общего образования; общих и профессиональных компетенций - в системе профессионального образования); проводится анализ причин и последствий возникновения проблемы
4
Возможные способы
решения проблемы и
их анализ
Перечисляются возможные способы решения проблемы, проводится их анализ по самостоятельно разработанным критериям. Критерии могут быть связаны как с особенностью объекта воздействия, так и с ресурсным обеспечением, как с возможными последствиями и побочными эффектами применения того или иного способа, так и с традициями образовательной организации и т.п. Обосновывается сделанный в результате анализа выбор способа решения проблемы
5
Основное содержание
проекта
Описывается проектный замысел - предполагаемый способ решения проблемы, частично или полностью разработанный авторами, имеющий объективную или субъективную новизну; дается обоснование выбранного способа решения проблемы, исходя из анализа ситуации
6
Цель проекта
Формулируется цель проекта, соответствующая выявленной проблеме, проектному замыслу и достижимая в рамках запланированного времени
7
Задачи проекта
В рамках поставленной цели и предложенного способа решения проблемы формулируется совокупность задач, указывающих на конкретные изменения, которые должны произойти для достижения цели (что и как именно должно быть изменено в образовательном процессе)
8
Ожидаемые результаты
Содержится конкретная информация об ожидаемых результатах, которые заключаются в позитивных изменениях образовательной практики и/или ее субъектов (обучающихся, педагогов, родителей), и о возможных последствиях проекта
9
Продукты проектной
деятельности
Называются конкретные разработки, которые будут созданы в ходе проектной деятельности и могут быть при необходимости использованы другими педагогами и образовательными организациями
10
Участники проекта
Указываются Ф.И.О. педагогов и класс/группа обучающихся, участвующих в реализации проекта.
11
Партнеры
Называются организации, заинтересованные в реализации проекта
12
Ресурсы
Описываются наличные материально-технические, научно-методические и др. ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта
13
Критерии оценки эффективности проекта
Указывается объект оценки и признаки результата (критерии), проявляющиеся в объекте оценки
14
Диагностический инструментарий
Указываются диагностические, контрольно-измерительные материалы, на основе которых планируется оценка результатов проекта с указанием конкретных методик и их авторов
15
Этапы и сроки реализации проекта
Перечисляются этапы - фазы, на которые будет разбит проект, их временные рамки, приводится описание основного содержания деятельности на каждом этапе, а также контрольные сроки - даты, в которые в соответствии с выбранными критериями производится анализ промежуточных результатов работ
16
Возможные риски
Описываются факторы, которые могут оказать негативное воздействие на ход и результаты реализации проекта
17
Пути преодоления негативных последствий
Называются способы минимизации/устранения негативных воздействий и/или их последствий



Форма 4
к приложению 2
Положения
об основных требованиях
к оформлению и содержанию
инновационного проекта
и инновационной программы

Календарный план работ

№ п/п
Основные мероприятия
Сроки проведения
Необходимое финансирование
Источники финансирования
Вид отчетных документов, материалов












Всего



Подпись научного руководителя проекта (программы)
________________________________
(расшифровка подписи)
Подпись руководителя организации - исполнителя проекта (программы)
________________________________
М.П. (расшифровка подписи)





Приложение 6
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные цели, принципы и организационные формы осуществления экспертизы инновационных проектов и инновационных программ в Удмуртской Республике.
2. Данное Положение разработано в соответствии с нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением "Об инновационной деятельности в сфере образования в Удмуртской Республике".
3. Экспертиза инновационных проектов и программ проводится на основании заявки субъекта инновации.
4. Для организации экспертизы создаются экспертные комиссии по направлениям (общее, дополнительное, профессиональное, управление образовательными системами и др.), деятельность которых регулируется "Положением об экспертной комиссии при Республиканском экспертном совете".

II. Цели проведения экспертизы

5. По цели проведения экспертизы подразделяются на основную, промежуточную и итоговую.
6. Основная экспертиза документов на соответствие инновационного проекта (программы) статусу Республиканской инновационной площадки (далее - Площадка) проводится с целью подготовки экспертных заключений, необходимых для рассмотрения на Республиканском экспертном совете (далее - Совет) заявки на присвоение субъекту инновации статуса Площадки.
7. Экспертиза проводится по следующим критериям:
Востребованность проекта (программы) в системе образования республики:
значимость поставленной проблемы для развития системы образования республики;
актуальность инновационного проекта для системы образования республики;
степень новизны проектного замысла;
необходимость инновационного проекта (программы) для выявления способов решения поставленной проблемы.
Содержательная, организационная и техническая проработанность проекта (программы):
корректность формулировки темы инновационного проекта (программы);
соответствие инициативы законам Российской Федерации, нормам и правилам охраны жизни, труда и здоровья обучающихся;
степень встраивания инновационного проекта (программы) в нормативно-правовое поле субъекта инновации;
соответствие проектной заявки требованиям к оформлению инновационного проекта (программы);
наличие разработанных критериев оценки эффективности инновационного проекта (программы);
наличие исходных значений критериев оценки эффективности проекта (программы);
возможность реализации проекта (программы);
реальность сроков выполнения основных этапов проекта (программы);
адекватность используемого диагностического аппарата при оценивании результатов реализации проекта (программы);
адекватность указанного объема финансирования проекта (программы) реальной затратности проекта (программы);
наличие источников финансирования.
8. Наличие условий и предпосылок для осуществления инновационного проекта (программы):
сформированность нормативно-правовой базы по теме проекта (программы) на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации);
имеющиеся практические материалы по теме проекта (программы), методические наработки по теме проекта (программы);
наличие материально-технической базы, необходимой для реализации проекта (программы);
достаточность кадровых и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта (программы).
9. Промежуточная и итоговая экспертизы инновационного проекта (программы) проводятся с целью подготовки экспертных заключений, необходимых для рассмотрения на Совете вопроса о промежуточных либо конечных результатах реализации инновационного проекта (программы).
10. Задачи конкретной экспертизы определяются на заседаниях Совета в зависимости от темы проекта (программы) и содержания представленного отчета.
Основными задачами экспертизы являются:
анализ проблемных вопросов и определение предмета(ов) экспертизы;
подбор адекватных методов сбора и анализа информации об объекте экспертизы;
проведение необходимых измерительных (оценочных) процедур;
подготовка заключения по каждому из предметов экспертизы.
Предметом экспертизы могут быть:
характер и масштаб изменений, проявившихся в результате реализации проекта (программы);
соответствие достигнутых результатов цели проекта (программы);
соблюдение календарного плана работ;
адекватность используемых методов самоанализа реализации проекта (программы);
уровень повышения педагогического мастерства участников проекта (программы);
степень распространения полученных результатов;
эффективность использования финансовых средств;
процент обновления учебно-методической и материально-технической базы;
побочные результаты и оценка возможного ущерба;
характер проблем, выявленных в ходе реализации проекта (программы), и способы их устранения.
11. Экспертиза проекта (программы) проводится экспертами в количестве не более 3 человек.

III. Принципы проведения экспертизы

12. Предметность.
Проведению экспертных мероприятий предшествует выделение предмета экспертизы - тех аспектов рассматриваемых документов, которые нуждаются в дополнительном разъяснении или подтверждении со стороны специалистов соответствующего профиля.
13. Конкретность.
Перед привлекаемым экспертом ставятся конкретные вопросы. Итогом экспертизы является экспертное заключение - ответ эксперта на поставленные перед ним вопросы.
14. Персонифицированность.
В силу особой значимости субъективного фактора под результатом конкретной экспертизы должна стоять подпись эксперта.

IV. Статус эксперта

15. В качестве экспертов приглашаются ведущие специалисты в сфере образования.
16. Выбор методов экспертизы является компетенцией эксперта.
17. Лицо, привлекаемое в качестве эксперта, не должно иметь личной заинтересованности в том или ином решении по данному вопросу.

V. Порядок проведения экспертизы

18. Поступившие в Совет документы (инновационный проект/программа, промежуточный или итоговый отчет о работе Площадки) рассматриваются секретарем Совета, который направляет данные материалы в соответствующую экспертную комиссию для проведения экспертизы.
19. При экспертизе на соответствие инновационного проекта (программы) статусу Площадки экспертная комиссия в месячный срок проводит экспертизу представленных документов.
20. При необходимости председатель Совета подписывает запрос-обращение на проведение экспертизы экспертом по месту основной работы.
21. Предложения экспертной комиссии по заключениям промежуточной и заключительной (итоговой) экспертиз деятельности инновационных проектов (программ) оформляются в письменном виде и рассматриваются на заседании Совета.
22. В соответствии с проектной заявкой проводятся необходимые экспертные процедуры: анализ документов, посещение занятий, собеседование с авторами инновации, проведение опросов, иных видов экспертизы.
23. Экспертная комиссия готовит по результатам экспертизы экспертное заключение. Экспертное заключение содержит предложения Совету относительно возможных вариантов решений по представленному проекту (программе).
24. Отчет о проведенной экспертизе и заключения экспертов направляются секретарю Совета.
25. Секретарь Совета обеспечивает возможность ознакомления с отчетом всех членов Совета не позднее чем за 7 дней до дня заседания.
26. Руководитель экспертной комиссии представляет отчет об экспертизе на заседании Совета.
27. Совет проводит обсуждение представленных документов. На обсуждение приглашаются представители субъекта инновации.
28. Совет принимает документ, который содержит констатирующую часть и обоснованные рекомендации органам управления образованием относительно предпочтительных вариантов решений по данному проекту.
29. По решению проводится поименное голосование. Мнения, отличные от позиции большинства, указываются особо. Протокол заседания Совета подписывается председателем и секретарем.
30. В соответствии с п. 6 Положения о Республиканской инновационной площадке все расходы по проведению внешней экспертизы несет автор инициативы.





Приложение 7
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

Форма экспертного заключения на присвоение субъекту
инновации статуса Республиканской инновационной площадки
__________________________________
(Ф.И.О. эксперта)
__________________________________
(должность эксперта)

1. Тема инновационного проекта (программы)
___________________________________________________________________________
2. Наименование организации _______________________________________________
3. Оценка проекта (программы):

№ п/п
Критерий
Показатели
Оценка эксперта
1
Востребованность проекта (программы) в системе образования республики
Значимость поставленной проблемы для развития системы образования республики

Актуальность инновационного проекта (программы) для системы образования республики

Степень новизны проектного замысла

Необходимость проекта для выявления способа решения поставленной проблемы

2
Содержательная, организационная и техническая проработанность проекта
Корректность формулировки темы проекта

Соответствие инициативы законам РФ, нормам и правилам охраны жизни, труда и здоровья обучающихся

Степень встраивания инновационного проекта (программы) в нормативно-правовое поле субъекта инновации

Соответствие проектной заявки требованиям к оформлению инновационного проекта

Наличие разработанных критериев оценки эффективности проекта (программы) по избранной теме

Наличие исходных значений критериев оценки эффективности проекта (программы)

Возможность реализации проекта (программы)

Реальность сроков выполнения основных этапов реализации проекта (программы)

Адекватность используемого диагностического аппарата при оценивании результатов реализации проекта (программы)

Адекватность объема указанного финансирования проекта (программы) реальной затратности проекта (программы)

Наличие источников финансирования

3
Наличие условий и предпосылок для осуществления проекта (программы)
Сформированность нормативно-правовой базы по теме проекта (программы) на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации)

Имеющиеся практические материалы по теме проекта (программы), методические наработки по теме проекта (программы)

Наличие материально-технической базы, необходимой для реализации проекта (программы)

Достаточность кадровых и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта (программы)


Максимальный балл по итогам экспертизы - 40.
2 балла - показатель отражен в полном объеме;
1 балл - показатель представлен не в полной мере;
0 баллов - показатель отсутствует.

Оценка проекта (программы):
30 - 40 баллов - проект (программу) следует поддержать;
29 баллов и менее - проект (программу) следует отклонить.

Экспертное заключение
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта: проект (программу) следует поддержать (отклонить)
___________________________________________________________________________
_______________
(дата, подпись)





Приложение 8
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ОТЧЕТА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

1. Описание объективных данных о субъекте инновации: организация, название инновационного проекта (программы)/этап проекта (программы).
2. Цели и задачи проекта (программы)/этапа проекта (программы).
3. Отчет о результатах деятельности Республиканской инновационной площадки проводится на основе следующих критериев:
Качество и результативность реализации инновационного проекта (программы):
изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в соответствии с проектным замыслом;
создание системы контроля за реализацией инновационного проекта (программы), в том числе со стороны общественности;
соответствие предполагаемых результатов внедрения инновационного проекта (программы) полученным результатам;
влияние результатов инновационного проекта (программы) на изменение образовательной среды и взаимоотношения с общественностью.
Наличие позитивной динамики достижений участников инновационной деятельности:
эффективность системы управления и контроля качества образования;
повышение педагогического мастерства участников проекта;
достижение обучающимися более высоких образовательных результатов вследствие реализации проекта (программы).
Изменения материально-технического оснащения образовательного процесса:
объем и источники финансирования;
обновление материально-технической базы;
соответствие закупленного учебно-лабораторного и методического обеспечения образовательного процесса целям инновационного проекта (программы).
Обобщение и распространение полученного управленческого и педагогического опыта.
4. Перспективы:
проблемы, возникшие в ходе инновационной деятельности;
внесенные коррективы.
5. Необходимые условия для закрепления положительных результатов реализации проекта (программы).
6. Условия внедрения результатов реализации проекта (программы) в педагогическую практику образовательных организаций.





Приложение 9
к приказу
МОиН УР
от 7 октября 2014 г. № 804

СОСТАВ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

Председатель:
Белозеров Игорь Николаевич - заместитель министра образования и науки Удмуртской Республики, кандидат педагогических наук.
Заместитель председателя:
Пластинина Лариса Витальевна - начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Секретарь:
Кравчук Дарья Александровна - ведущий специалист-эксперт отдела общего и дошкольного образования Управления общего образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Члены Совета:
Бабкина Татьяна Николаевна - проректор по профессиональному образованию АОУ ДПО "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики", кандидат экономических наук (по согласованию);
Баранов Александр Аркадьевич - директор Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", доктор психологических наук (по согласованию);
Блинова Елена Рудольфовна - проректор по научно-исследовательской работе АОУ ДПО "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики", главный редактор педагогического научно-методического журнала "Новое образование", кандидат педагогических наук (по согласованию);
Гуща Наталия Валерьевна - начальник сектора дополнительного образования и воспитательной работы Министерства образования и науки Удмуртской Республики, кандидат педагогических наук;
Корепанова Валентина Леонидовна - начальник сектора национального образования Управления общего образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики;
Савельева Марина Геннадьевна - доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", кандидат педагогических наук (по согласованию);
Сунцова Александра Сергеевна - доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", кандидат педагогических наук (по согласованию);
Чиркова Эльвира Борисовна - заместитель директора по учебной деятельности Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", кандидат педагогических наук (по согласованию);
Черенкевич Наталья Николаевна - заместитель начальника образовательно-воспитательного отдела Управления дошкольного образования и воспитания Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (по согласованию);
Шевякова Ирина Анатольевна - заместитель директора по научно-методической работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения экономико-математический лицей № 29 г. Ижевска (по согласованию);
Шевякова Наталья Леонидовна - начальник отдела общего и дошкольного образования Управления общего образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики.


------------------------------------------------------------------