Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 03.04.2014 N 3-14/2014 <О признании частично недействующим пп. "в" п. 2 постановления Правительства УР от 25.02.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу № 3-14/2014
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре С.А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива "Автостоянка Юг-2" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
установил:
Потребительский кооператив "Автостоянка Юг-2" (далее по тексту - ПК "Автостоянка Юг-2", заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 77, оспариваемое постановление).
Требования мотивировал тем, что на момент принятия оспариваемого постановления заявитель является арендатором земельного участка по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 202а с кадастровым номером 18:26:050704:0027, предоставленного ему для эксплуатации и обслуживания автостоянки, за что уплачивает арендную плату, размер которой зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка. Оспариваемым постановлением определены новые удельные показатели кадастровой стоимости по кадастровым кварталам, что повлекло значительное увеличение кадастровой стоимости и, соответственно, арендной платы, уплачиваемой заявителем за арендуемый им земельный участок. Действие постановления Правительства УР № 77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденных постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275), что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "716,24" на цифру "1829,66" в пункте 2223 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 3 - 6).
Представитель ПК "Автостоянка Юг-2" Б.Н.В. (доверенность № 19 от 04 декабря 2013 года сроком на один год - л.д. 7) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Министерства имущественных отношений УР Ч.О.Ю. (доверенность № 7-195/19 от 16 июля 2013 года сроком по 16 июля 2014 года - л.д. 47), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 77 явилось наличие в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем издания оспариваемого постановления, что не требует составления соответствующего протокола и решения об устранении кадастровой ошибки (л.д. 42 - 44).
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - ведущий специалист-эксперт Г.Э.С. (доверенность № 40 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 39), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 77 принято соответствующим органом, в пределах компетенции и в установленном законом порядке. При этом не согласилась с позицией представителя Правительства УР, признав, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия требует составления протокола и принятия решения, что не было выполнено Управлением Росреестра УР из-за большого объема работы (л.д. 40, 41).
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Город Ижевск" был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, но в судебное заседание не явился. Об уважительности причин неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Администрации МО "Город Ижевск".
Неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д. 54), согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление ПК "Автостоянка Юг-2" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ было закреплено право Правительства РФ устанавливать Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель (данная редакция действовала до 25 июля 2010 года), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" (далее по тексту - Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года). Данное определение суда вступило в законную силу.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР № 77 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 77 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года № 44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР № 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года, используемые для исчисления арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 2223 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:050704 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "716,24" на "1829,66" (л.д. 18, 19, 55 - 113).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с договором аренды части земельного участка № от 04 ноября 2004 года (далее по тексту - Договор аренды), Администрация г. Ижевска (Арендодатель) предоставила ПК "Автостоянка Юг-2" (Арендатор) часть 002 земельного участка площадью 1 782 кв. м, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 202а, от земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 18:26:050704:0027, общей площадью 254 938 кв. м, с адресным ориентиром: г. Ижевск, ограниченного улицами Пушкинская, К. Либкнехта, Удмуртская и Промышленная. Арендуемая часть земельного участка предоставлена Арендатору для эксплуатации и обслуживания автостоянки (п. 1.5 Договора аренды). Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по УР за № от 15 декабря 2004 года (л.д. 22 - 27, 29).
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
В данном случае, по условиям Договора аренды, арендная плата рассчитывается на основании постановления Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, и площади земельного участка.
По условиям Договора аренды, размер ежегодной арендной платы за арендуемую часть земельного участка, определенный, согласно постановлению Правительства УР № 172, в том числе с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, составил <данные изъяты> (п. 2.4 Договора аренды).
В соответствии с пунктом 2.5 Договора аренды арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября равными долями.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что с 01 января 2009 года расчет арендной платы ПК "Автомобилист Юг-2" производился исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного <данные изъяты> за кв. м, утвержденного постановлением Правительства УР № 275.
Принятие оспариваемого заявителем постановления Правительства УР № 77 явилось основанием для доначисления арендной платы по Договору аренды, начиная с 01 января 2009 года, подлежащей взысканию с ПК "Автомобилист Юг-2" в бюджет муниципального образования "Город Ижевск", в размере <данные изъяты>, что отражено в справке Управления земельных ресурсов и землеустроительства Администрации г. Ижевска по начислению и оплате арендной платы по Договору аренды № 3218 от 04 ноября 2004 года (л.д. 30).
Из чего следует, что изменение постановлением Правительства УР № 77 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде у заявителя, повлекло значительное увеличение расходов последнего на его содержание, что, безусловно, затрагивает права и законные интересы ПК "Автомобилист Юг-2".
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР № 77 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, изменение ранее внесенных в постановление Правительства УР № 275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д. 45, 46).
Однако из письма Министерства имущественных отношений УР от 17 января 2014 года за № 01-13/138, адресованного заявителю, следует, что постановление Правительства УР № 77 было принято в соответствии с положениями части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) в рамках исправления кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия с Управлением Росреестра по УР (л.д. 32, 33).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).
Представитель Управления Росреестра по УР в судебном заседании подтвердила, что информация, изложенная в Пояснительной записке, о необходимости исправления технической ошибки исполнителя, является ошибочной.
Согласно пунктам 3 и 5 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) при обнаружении технической либо кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учета принимает решение о необходимости ее устранения, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости как ошибочных, а также указание на то, в чем состоит исправление такой ошибки. После чего орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 28 Закона о кадастре.
В связи с чем, ссылка представителя Правительства УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Ссылка представителя Правительства УР на приказ Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о лишении органов Росреестра указанных полномочий, а не изменяет (отменяет) установленного законом порядка исправления кадастровой ошибки.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 2 постановления Правительства УР № 77 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР его положений (л.д. 113).
Суд признает, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 08 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства УР № 77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по г. Ижевску УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами № 316 от 08 апреля 2000 года. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения установленной законодательством процедуры, определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ПК "Автостоянка Юг-2", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 77 к таковым не относится.
Пунктом 2 постановления Правительства УР № 77 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в сумме <данные изъяты> Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление потребительского кооператива "Автостоянка Юг-2" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "716,24" на цифру "1829,66" в пункте 2223 в разделе "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 апреля 2014 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: