Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 22.04.2014 по делу N 3-22/2014 <О признании частично недействующим подпункта 10 пункта 1 постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу № 3-22/2014
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре З.,
с участием: представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" Р, представителя Правительства Удмуртской Республики К, прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Демидова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее в тексте - ООО "<данные изъяты>") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части. Заявление мотивировано тем, что ООО "<данные изъяты>" является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 3599 кв. м с адресным ориентиром: <адрес>, в <адрес>.
Нормы оспариваемого постановления возлагают на ООО "<данные изъяты>", как арендатора, дополнительные обязанности по уплате арендной платы в 4 квартале 2012 года за 2009 - 2012 года, а также оплату арендных отношений по незаконно завышенным тарифам за 2013 год.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" утверждена кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики, согласно приложению 1 под пунктом <данные изъяты> значится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 в указанное выше постановление внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № стала составлять <данные изъяты>.
Пунктом 4 постановления № 211 установлено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
В результате изменения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является ООО "<данные изъяты>" увеличился размер арендной платы за период 2009 - 2013 годов.
Нормы оспариваемого постановления противоречат ст. 4 ГК РФ, ст. 614 ГК РФ, а также принципам экономической обоснованности арендной платы, предсказуемости ее размера, принципу недопустимости придания обратной силы закону.
В судебном заседании представитель ООО "<данные изъяты>" Р. на удовлетворении заявления настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики К. с заявлением ООО "<данные изъяты>" не согласился. Считает, что постановление принято в рамках законодательства, Земельного кодекса РФ, правил проведения государственной кадастровой оценки и Закона "О государственном кадастре".
Прокурор Демидов Д.С. дал заключение о том, что заявление является обоснованным, поскольку Правительством Удмуртской Республики нарушена процедура принятия нормативно-правового акта.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, согласно приложению 1, под пунктом № значится земельный участок с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляла 1 996 905 руб. 15 коп.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 № RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 № 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. № 211 (далее - постановление Правительства УР № 211) были внесены изменения в постановление Правительства УР № 275. В частности, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № стала составлять <данные изъяты>.
Пунктом 4 постановления Правительства УР № 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 № 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 № RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 № 41.
ООО "<данные изъяты>" является субарендатором указанного земельного участка, что следует из объяснений участников процесса и представленных письменных доказательств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76) вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее в тексте - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Анализ перечисленных норм законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в пределах компетенции.
Давая оценку соблюдению процедуры принятия, оспариваемого акта, суд учитывает следующее.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике принято постановление Правительства УР от 24.11.2008 № 275, которое утвердило кадастровую стоимость земельных участков.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21.05.2012 № 211 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
На основании ч. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужила кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости.
При этом, отсутствуют доказательства принятия протоколов выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Последние обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № допущена ошибка и имелась необходимость ее устранения.
Порядок исправления ошибки органами кадастрового учета определен в статье 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Правительство Удмуртской Республики, принимая оспариваемое заявителем постановление, нарушило процедуру его принятия.
Также, у суда не остается сомнений, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт в части, нарушает права ООО "<данные изъяты>", поскольку в связи с его принятием увеличились его расходы по выплате арендных платежей.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, то есть, в противоречие с федеральным законодательством.
Суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", в оспариваемой части, не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в связи с чем, является недействующим в части пункта 1 в части изменения цифры "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> в рублях) на цифру "<данные изъяты>" подпункта 10 в разделе "город Ижевск" в пункте № приложения 1.
Суд, также, находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим в части п. 4, распространяющего его действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года, применительно к земельному участку площадью 3599 кв. м с адресным ориентиром <адрес>, в <адрес>, с кадастровым номером N, арендатором которого является ООО "<данные изъяты>".
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации", решение суда, которым нормативный акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 20-П).
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что распространение действия оспариваемого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3599 квадратных метров с адресным ориентиром: <адрес>, в <адрес>, арендатором которого является ООО "<данные изъяты>", ухудшает правовое положение заявителя и на основании вышеизложенного подлежит признанию в этой части недействующим.
Также, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Правительства УР в пользу заявителя подлежит взысканию, расходы, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины при подаче заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Автостоянка "Глазовская" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 в части изменения цифры "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного участка № площадью 3599 кв. м с адресным ориентиром <адрес>, в <адрес> <адрес>) на цифру "<данные изъяты>" в пункте № раздела "<адрес>" приложения 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части пункта 4, применительно к земельному участку площадью 3599 кв. м с адресным ориентиром <адрес>, в <адрес> <адрес>, с кадастровым номером N.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2014 года.
Председательствующий
А.И.БУРОВ
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: