Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 29.04.2014 по делу N 3-24/2014 <О признании частично недействующим подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства УР от 25.02.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № 3-24/2014

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТ" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СИТ" (далее по тексту - ООО "СИТ", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 77, оспариваемое постановление).
Требования мотивированы тем, что с 29 декабря 2009 года заявитель является арендатором земельного участка с адресным ориентиром примерно в 75 м по направлению на восток от жилого дома <адрес> в г. Ижевске, предоставленного для размещения временной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, за что с 01 января 2010 года, в соответствии с условиями договора аренды, уплачивает арендную плату. В марте 2014 года Администрация г. Ижевска обратилась в Арбитражный суд УР с иском к заявителю о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, образовавшейся в связи с принятием оспариваемого постановления. Данным постановлением, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, определены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам, что повлекло увеличение кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, более чем в 2, 5 раза. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденных постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275), что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении в пункте 2222 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275, цифры "695,19" на цифру "1838, 36" (л.д. 4 - 7).
Представитель ООО "СИТ" Б.М.Ю. (доверенность № 18 АА 0255685 от 11 октября 2012 года сроком на три года - л.д. 8) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что изначально общество арендовало земельный участок с кадастровым номером 18:26:050700:51. В 2013 году, при очередном продлении срока договора аренды Арендодатель сообщил заявителю об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, предложив вновь поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет. В связи с чем, арендуемый ООО "СИТ" с 2009 года земельный участок был зарегистрирован под новым кадастровым номером 18:26:050700:3106.
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Министерства имущественных отношений УР Ч.О.Ю. (доверенность № 7-195/22 от 17 сентября 2013 года сроком по 17 сентября 2014 года - л.д. 57), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом ссылался на то, что постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия оспариваемого постановления явилось наличие в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия, что не требует составления специальных протокола и решения о ее устранении. Представитель Правительства УР полагает, что постановлением Правительства УР № 77 не нарушаются права заявителя, т.к. на момент его принятия арендуемый земельный участок не был зарегистрирован в установленном порядке (л.д. 61, 62).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) - главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность № 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 58), в судебном заседании требования заявителя полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 77 принято соответствующим органом, в пределах компетенции, в установленном законом порядке из-за необходимости исправления кадастровой ошибки, заключающейся в неправильном применении модели, по которой исполнителем осуществлен первоначальный расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. В связи с чем, стоимость земельных участков на окраине получилась выше, чем стоимость земельных участков, расположенных в центре города. При этом решения о необходимости исправления кадастровой ошибки не было. Ссылалась на то, что на момент принятия постановления Правительства УР № 77 заявитель не зарегистрировал арендованный им земельный участок, а потому его права и законные интересы оспариваемым постановлением не нарушаются (л.д. 65, 66).
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Город Ижевск" - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Ю.Н.А. (доверенность № 324/01-42ДО от 10 февраля 2014 года сроком на один год - л.д. 87) в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что заявитель имеет задолженность по арендной плате за арендуемый им с 2009 года земельный участок, которая образовалась в связи с принятием постановления Правительства УР № 77; уточнила, что за весь период аренды у данного земельного участка изменился только кадастровый номер, а все другие характеристики остались прежними.
Неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д. 54), согласно ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление ООО "СИТ" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ было закреплено право Правительства РФ устанавливать Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель (данная редакция действовала до 25 июля 2010 года), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года). Данное определение суда вступило в законную силу.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР № 77 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 77 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года № 44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР № 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275), используемые при исчислении арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 2222 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:050700 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "695, 19" на "1838, 36" (л.д. 40 - 45).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с постановлением Администрации г. Ижевска от 11 августа 2008 года № 602/1 и договором аренды земельного участка № 4629 от 19 августа 2008 года (далее по тексту - Договор аренды), Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (Арендодатель) предоставила гр. С.Д.В. (Арендатор) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 18:26:050700:51, общей площадью 3378 кв. м, находящийся примерно в 75 м по направлению на восток от адресного ориентира г. Ижевск, <адрес>, сформированный в установленном порядке, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 июля 2008 года № 26108 - 3308. Земельный участок предоставлен Арендатору для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей сроком на 11 месяцев, а именно до 11 июля 2009 года, в границах, закрепленных в натуре и обозначенных на прилагаемой к Договору аренды карте (плане) земельного участка поворотными точками, являющейся неотъемлемой частью Договора.
Согласно условиям Договора аренды, если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п.п. 1.5, 2.1, 6.3 Договора аренды) (л.д. 23, 25 - 33, 79, 80).
29 декабря 2009 года по согласованию с Арендодателем заключен договор о передаче прав и обязанностей Арендатора по договору аренды № 4629 от 19 августа 2008 года от С.Д.В. к ООО "СИТ". Согласно пункту 2 данного договора обязанность по уплате арендных платежей по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 возникла у ООО "СИТ" с 01 января 2010 года (л.д. 34, 35).
Соглашением № 4629/2 от 27 декабря 2010 года о продлении и внесении изменений в Договор аренды земли № 4629 от 19 августа 2008 года заключенным между Арендодателем и ООО "СИТ", срок по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 продлен до 09 октября 2011 года (л.д. 36).
Аналогичным соглашением № 4629/3 от 01 декабря 2011 года, срок по Договору аренды № 4629 от 19 августа 2008 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 продлен до 01 мая 2012 года (л.д. 37).
Соглашением № 4629/4 от 09 августа 2013 года срок по Договору аренды № 4629 от 19 августа 2008 года продлен до 22 января 2014 года. При этом в пункты 1.1 и 1.5 Договора аренды внесены следующие изменения: Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях договора аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 18:26:050700:3106, общей площадью 3378 кв. м, с адресом г. Ижевск, в 75 м по направлению на восток от жилого дома <адрес> в Первомайском районе. Арендуемый земельный участок предоставлен Арендатору для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, не являющейся объектом недвижимости (л.д. 38, 39).
Довод представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о том, что постановление Правительства УР № 77 не нарушает и не затрагивает права общества, поскольку на момент его принятия заявитель не являлся Арендатором как земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, который в 2010 году был аннулирован, так и земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:3106, который на тот момент еще не был создан, не может быть принят и отклоняется судом, в связи со следующим.
Согласно нормам гражданского законодательства, а именно ст. 606, п. 1 ст. 607, п. п. 1, 2 ст. 609, п. п. 1, 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ), договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации. При этом данный договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях, в случае если арендатор продолжает пользоваться указанным земельным участком после истечения его срока при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, право заявителя на земельный участок с кадастровым номером 18:26:050700:51 возникло на основании договора от 29 декабря 2009 года о передаче прав и обязанностей Арендатора по Договору аренды № 4629 от 19 августа 2008 года, не оспоренного и не отмененного в судебном или ином порядке, а значит имеющего юридическую силу, в том числе на момент принятия оспариваемого постановления Правительства УР № 77.
Письмом от 17 июня 2013 года начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска УР (Арендодатель) проинформировала ООО "СИТ" о принятии решения комиссии о продлении срока Договора аренды № 4629 от 19 августа 2008 года до 22 января 2014 года, а также об аннулировании арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, и о необходимости вновь поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет, после чего будет подготовлено дополнительное соглашение о продлении Договора аренды № 4629 от 19 августа 2008 года (л.д. 81).
Суд констатирует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании заявления общества арендуемый им земельный участок 26 июля 2013 года был зарегистрирован в прежних границах в той же площади и по тому же адресу с присвоением нового кадастрового номера 18:26:050700:3106 (л.д. 82).

Оценив обстоятельства дела и доказательства, представленные в материалы дела, в порядке статьи 67 ГПК РФ, применив положения статьи 251, 252 ГПК РФ, статей 11.1, 25, 29 ЗК РФ, статей 450, 452, 606, 607, 611 ГК РФ, статей 1, 24, статей 1, 24, 38 Закона о кадастре, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:050700:51 является земельным участком с кадастровым номером 18:26:050700:3106, который на момент передачи прав и обязанностей Арендатора заявителю, был индивидуализирован должным образом, и в отношении которого стороны исполняют права и обязанности в соответствии с условиями Договора аренды № 4629 от 19 августа 2008 года, начиная с 01 января 2010 года и по настоящее время.
Таким образом, суд признает, что факт исключения сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 не является правопрекращающим основанием применительно к пункту 4 статьи 24 Закона о кадастре.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно Договору аренды (приложение № 2), размер арендной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172) (л.д. 32).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, и площади земельного участка.
По Договору аренды, размер ежегодной арендной платы за земельный участок, определенный в соответствии с постановлением Правительства УР № 172, в том числе с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равного 695, 19 руб./кв. м, составил 90 710, 79 руб. (п. 2.4, приложение № 2 к Договору аренды, л.д. 27, 32, 70, 71).
В силу пункта 2.5 Договора аренды арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября в размере, пропорциональном количеству дней в квартале, за который осуществляется оплата (л.д. 38).
Согласно расчету, представленному Администрацией г. Ижевска, принятие оспариваемого заявителем постановления Правительства УР № 77, в том числе изменение размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (с "695,19" на "1838,36"), явилось основанием для соответствующего перерасчета и начисления задолженности арендной платы по Договору аренды, начиная с первого квартала 2010 года и по четвертый квартал 2013 года, в сумме 232 545,73 руб. (л.д. 84 - 86).
Из чего следует, что изменение постановлением Правительства УР № 77 удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:050700, в числе которых имеется земельный участок, находящийся в аренде у заявителя, повлекло значительное увеличение расходов последнего на его содержание, что, безусловно, затрагивает права и законные интересы ООО "СИТ".
С учетом изложенного, принимая во внимание правовые положения ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, суд признает несостоятельным и подлежащим отклонению довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что заявитель не вправе оспаривать постановление Правительства УР № 77 в заявленной части, поскольку она касается неопределенного круга лиц, пользующихся земельными участками в кадастровом квартале 18:26:050700.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР № 77 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, изменение ранее внесенных в постановление Правительства УР № 275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д. 63, 64).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).

Суд констатирует, что в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР № 77 отсутствует какое-либо обоснование какой-либо технической ошибки, кроме того, в деле отсутствует решение органа кадастрового учета о ее исправлении (п. п. 1, 2 ст. 28 Закона о кадастре).
Представитель Управления Росреестра по УР в судебном заседании пояснила, что в результате информационного обмена с органами местного самоуправления была выявлена необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок. В связи с чем, 09 апреля 2012 года исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель (в данном случае - Пермским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля") был предоставлен Отчет о об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений от 09 апреля 2012 года в электронном виде на носителе DVD+R, согласно данным приложения № 14 которого удельный показатель земельных участков для гаражей и автостоянок в кадастровом квартале 18:26:050700 составил 1838, 36 руб./кв. м (л.д. 65 - 69).
Представитель Правительства УР в судебном заседании утверждал, что оспариваемое постановление явилось следствием исправления кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия (л.д. 61, 62).
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
В связи с чем, ссылка представителя Правительства УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Судом установлено и не оспаривается представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учета соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки не принимал, заинтересованным лицам его не направлял.
Основанием для внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п. 5 ст. 28 Закона о кадастре.
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 09 апреля 2012 года за № 01-10/2/319, которым сопровожден Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений от 09 апреля 2012 года, не может быть принята в качестве доказательства исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, ее обоснования и необходимости исправления. При таких обстоятельствах, ссылка представителя Управления Росреестра по УР на необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок, без представления каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не может быть принята в виде допустимого доказательства принятия органом кадастрового учета решения о необходимости устранения кадастровой ошибки. Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 2 постановления Правительства УР № 77 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР его положений (п. 3 письма от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ) (л.д. 45).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 08 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства УР № 77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по г. Ижевску УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами № 316 от 08 апреля 2000 года. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения установленной законодательством процедуры, определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ООО "СИТ", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 77 к таковым не относится.
Пунктом 2 постановления Правительства УР № 77 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в общей сумме 262 842, 87 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "СИТ" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 77 от 25 февраля 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "в" пункта 2 об изменении в пункте 2222 в разделе "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" цифры "695,19" на цифру "1838,36".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 мая 2014 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------