Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 08.05.2014 по делу N 3-25/2014 <О признании частично недействующим подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства УР от 25.02.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу № 3-25/2014

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Демидова Д.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автостан" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:


общество с ограниченной ответственностью "Автостан" (далее по тексту - ООО "Автостан", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 77, оспариваемое постановление).
Требования мотивировал тем, что на момент принятия оспариваемого постановления заявитель являлся арендатором земельного участка площадью 3115 кв. м с адресным ориентиром Удмуртская Республика, г. Ижевск, примерно в 100 м по направлению на восток от <адрес> в Первомайском районе, предоставленного ему для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, за что регулярно уплачивал арендную плату, размер которой определялся в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172) и зависел, в том числе от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275). Приложением № 2 постановления Правительства № 77, оспариваемого в рамках настоящего дела, определены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам, что повлекло значительное увеличение размера арендной платы, уплачиваемой заявителем за арендованный им земельный участок. Действие постановления Правительства УР № 77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "555,33" на цифру "2023,93" в пункте 2302 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 4 - 7).
Представитель ООО "Автостан" Б.Н.В. (доверенность № 20 от 02 декабря 2013 года сроком на один год - л.д. 8) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что с 01 ноября 2008 года общество арендовало земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:19, который носил временный характер, а потому сведения о нем, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости были аннулированы в апреле 2010 года, о чем заявителю стало известно в декабре 2013 года. Поскольку отношения по договору аренды земельного участка фактически продолжались, то 24 декабря 2013 года был вновь осуществлен кадастровый учет вышеназванного земельного участка с новым кадастровым номером 18:26:050913:171. С февраля 2014 года договор аренды данного земельного участка был расторгнут Арендодателем в одностороннем порядке (л.д. 49 - 51).
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - начальник юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенность № 7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д. 109), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 77 явилось наличие в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем издания оспариваемого постановления, что не требует составления соответствующего протокола и решения об устранении кадастровой ошибки (л.д. 110 - 112).
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - главный специалист-эксперт К.В.Ю. (доверенность № 39 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 113), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 77 принято соответствующим органом, в пределах компетенции и в установленном законом порядке. При этом пояснила, что необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок была выявлена в результате информационного обмена с органами местного самоуправления. В связи с чем, в апреле 2012 года Пермский филиал ФГУП "ФКЦ Земля" представил Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики, в соответствии с которым удельный показатель в кадастровом квартале 18:26:050913 составил 2023,93 руб./кв. м. Считает, что оспариваемое постановление никак не затрагивает прав заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:19 был аннулирован в 2010 году (л.д. 114, 115).
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Город Ижевск" был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 48), но в судебное заседание не явился. Об уважительности причин неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ООО "Автостан" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил № 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил № 316).
Согласно пункту 8 Правил № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил № 316).
Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из чего следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года). Данное определение суда вступило в законную силу.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР № 77 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 77 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года № 44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР № 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275), используемые при исчислении арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 2302 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:050913 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "555,33" на "2023,93" (л.д. 34, 35).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с договором аренды земельного участка № 4076 от 13 ноября 2006 года (далее по тексту - Договор аренды), Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (Арендодатель) предоставила ООО "Автостан" с ИНН 1834036239 (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:0015, общей площадью 2660 кв. м, в том числе 741 кв. м за красной линией, находящийся примерно в 100 м по направлению на восток от <адрес> в Первомайском районе г. Ижевска. Земельный участок предоставлен Арендатору для проектирования и размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей в количестве 97 машин сроком до 10 июня 2007 года (л.д. 26 - 29, 57 - 60).
Постановлением Администрации г. Ижевска от 03 марта 2008 года № 128/1 площадь земельного участка, предоставленного в аренду ООО "Автостан", была увеличена до 3115 кв. м, в том числе 779 кв. м - за красной линией, адресный ориентир остался прежним. Данный земельный участок также был предоставлен ООО "Автостан" в аренду сроком на 11 месяцев для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, не являющейся объектом недвижимости (л.д. 30, 87 на обороте, 88).
Во исполнение вышеназванного постановления 29 апреля 2008 года был вновь образован земельный участок для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей с кадастровым номером 18:26:050913:19, площадью 3115 кв. м, в том числе 779 кв. м - за красной линией, с вышеуказанным адресным ориентиром.
Соглашением № 4076/1 от 30 мая 2008 года в Договор аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года были внесены изменения в части кадастрового номера 18:26:050913:19, площади 3115 кв. м и назначения земельного участка для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, а также продлен срок действия Договора аренды до 03 февраля 2009 года.
Согласно пункту 6.3 Договора аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года и соглашения № 4076/1 от 30 мая 2008 года, если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д. 31, 32).
01 ноября 2008 года по согласованию с Арендодателем был заключен договор № 5 о передаче прав и обязанностей Арендатора по договору аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года от ООО "Автостан" ИНН 1834036239/КПП 183401001 к ООО "Автостан" ИНН 1831131815/КПП 183101001 (Заявитель) (л.д. 33).
24 декабря 2013 года на основании межевого плана земельного участка от 13 декабря 2013 года, выполненного с учетом постановления Администрации г. Ижевска № 128/1 от 03 марта 2008 года и в соответствии с проектом границ земельного участка № 1708/07 от 16 января 2008 года, был осуществлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 18:26:050913:171 площадью 3115 кв. м, с прежним адресным ориентиром для размещения временной специальной открытой площадки для хранения автомобилей (л.д. 81 - 93).
В договор аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года указанные изменения не вносились, поскольку письмом от 14 ноября 2013 года Арендодатель снял с себя обязанности по его исполнению по истечении одного месяца со дня получения данного уведомления Арендатором.
Уведомление получено Арендатором 28 января 2014 года (л.д. 94).
Согласно акту обследования земель кадастрового квартала № 49 от 11 февраля 2014 года, действие договора аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года закончилось в феврале 2014 года. До указанного времени данный земельный участок, на котором расположена автостоянка, использовался ООО "Автостан" (л.д. 105 - 107).
Довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что постановление Правительства УР № 77 не нарушает и не затрагивает права общества, поскольку на момент его принятия заявитель не являлся Арендатором как земельного участка с кадастровым номером 18:26:050913:19, который в 2010 году был аннулирован, так и земельного участка с кадастровым номером 18:26:050913:171, который на тот момент еще не был создан, не может быть принят и отклоняется судом, в связи со следующим.
Согласно нормам гражданского законодательства, а именно ст. 606, п. 1 ст. 607, п.п. 1, 2 ст. 609, п.п. 1, 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ), договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации. При этом данный договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях, в случае если арендатор продолжает пользоваться указанным земельным участком после истечения его срока при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, право заявителя на земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:19 возникло на основании договора № 5 от 01 ноября 2008 года о передаче прав и обязанностей Арендатора по Договору аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года, имеющего юридическую силу на момент принятия оспариваемого постановления Правительства УР № 77.
Суд признает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, суд констатирует, что данная правовая норма не зависит от условия прекращения срока действия договора аренды соответствующего объекта недвижимости, который в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ считается продленным на неопределенный срок.
На основании заявления общества арендуемый им земельный участок 24 декабря 2013 года был зарегистрирован в прежних границах в той же площади и по тому же адресу с присвоением нового кадастрового номера 18:26:050913:171 (л.д. 92, 93).

Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, в порядке статьи 67 ГПК РФ, применив положения статьи 251, 252 ГПК РФ, статей 11.1, 25, 29 ЗК РФ, статей 450, 452, 606, 607, 611 ГК РФ, статей 1, 24, статей 1, 24, 38 Закона о кадастре, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:19 является земельным участком с кадастровым номером 18:26:050913:171.
Данный вывод суда основан на том, что на момент передачи заявителю прав и обязанностей Арендатора, земельный участок с кадастровым номером 18:26:050913:19 был индивидуализирован должным образом, и в отношении данного земельного участка стороны исполняли права и обязанности в соответствии с условиями Договора аренды № 4076 от 13 ноября 2006 года, начиная с 01 ноября 2008 года и по февраль 2014 года.
Указанное обстоятельство подтверждается также справкой Арендодателя о начислении заявителю задолженности по арендной плате за период с 1 квартала 2009 года по февраль 2014 года, образовавшейся в связи с принятием постановления Правительства УР № 77 (л.д. 41, 108).
Таким образом, суд признает, что факт исключения сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050913:19, применительно к пункту 4 статьи 24 Закона о кадастре, не является правопрекращающим основанием относительно к существующим между сторонами договорным отношениям в рамках договора аренды.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно договору аренды (приложение № 2), размер арендной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства УР № 172 (л.д. 32 на обороте).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, и площади земельного участка.
По договору аренды, размер ежегодной арендной платы за земельный участок, определенный в соответствии с постановлением Правительства УР № 172, в том числе с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равного 555,33 руб. /кв. м, составил 93 425,59 руб. (п. 2.4 договора аренды с изменениями, внесенными соглашением № 4076/1 от 30 мая 2008 года - л.д. 31, 32).
В силу пункта 2.5 договора аренды арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября равными долями (л.д. 27).
Согласно справки, представленной Администрацией г. Ижевска, принятие оспариваемого заявителем постановления Правительства УР № 77, в том числе изменение размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (с "555,33" на "2023,93"), явилось основанием для соответствующего перерасчета и начисления задолженности арендной платы по Договору аренды, начиная с первого квартала 2009 года и по первый квартал 2014 года, в сумме 373 651,77 руб., а также недоимки по пени в сумме 28 798, 69 руб. (л.д. 108).
Из чего следует, что изменение постановлением Правительства УР № 77 удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:050913, в котором заявитель арендовал земельный участок с ноября 2008 года по февраль 2014 года, повлекло значительное увеличение расходов последнего на его содержание, что, безусловно, затрагивает права и законные интересы ООО "Автостан".
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР № 77 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, изменение ранее внесенных в постановление Правительства УР № 275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д. 36, 37).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).

Суд констатирует, что в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР № 77 отсутствует какое-либо обоснование какой-либо технической ошибки, равно как отсутствует и решение органа кадастрового учета о ее исправлении (п.п. 1, 2 ст. 28 Закона о кадастре).
Представитель Управления Росреестра по УР в судебном заседании пояснила, что в результате информационного обмена с органами местного самоуправления была выявлена необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок. В связи с чем, 09 апреля 2012 года исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель (в данном случае - Пермским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля") был предоставлен Отчет о об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений от 09 апреля 2012 года в электронном виде на носителе DVD+R, согласно данным приложения № 14 которого удельный показатель земельных участков для гаражей и автостоянок в кадастровом квартале 18:26:050913 составил 2023,93 руб./кв. м (л.д. 116 - 118).
Представитель Правительства УР в судебном заседании также утверждал, что оспариваемое постановление явилось следствием исправления кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия. Однако ссылался на исправление Отчета Исполнителем работ по состоянию на 12 июля 2010 года, но доказательств указанных обстоятельств не представил (л.д. 110 на обороте).
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на Административный регламент, в связи с процедурой исправления кадастровой ошибки, является несостоятельной, поскольку данный вопрос не регулируется названным правовым актом.
Так, пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признает, что данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Судом установлено и не оспаривается представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учета не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, заинтересованным лицам данное решение не направлял.
Основанием для внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем именно состоит необходимость ее исправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п. 5 ст. 28 Закона о кадастре.
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 09 апреля 2012 года за № 01-10/2/319, которым сопровожден Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений от 09 апреля 2012 года, не может быть принята в качестве доказательства исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, ее обоснования и необходимости исправления. При таких обстоятельствах, ссылка представителя Управления Росреестра по УР на необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок, без представления каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не может быть принята в виде допустимого доказательства принятия органом кадастрового учета решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Ссылка представителя Правительства УР на приказ Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о лишении органов Росреестра указанных полномочий, а не изменяет (отменяет) установленного законом порядка исправления кадастровой ошибки.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3 - 1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 2 постановления Правительства УР № 77 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР его положений (п. 3 письма от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ) (л.д. 34).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства УР № 77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по г. Ижевску УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. При этом орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения установленной законодательством процедуры, определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ООО "Автостан", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 77 к таковым не относится.
Пунктом 2 постановления Правительства УР № 77 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в общей сумме 402 450,46 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Автостан" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "555,33" на цифру "2023,93" в пункте 2302 в разделе "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 мая 2014 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------