Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 19.06.2014 по делу N 3-40/2014 <О признании частично недействующим подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства УР от 25.02.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу № 3-40/2014
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора УР Демидова Д.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛиСа" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛиСа" (далее по тексту - ООО "ЛиСа", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 77, оспариваемое постановление).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что является арендатором части 2 земельного участка площадью 2 385 кв. м с адресным ориентиром Удмуртская Республика, г. Ижевск, 35 м по направлению на запад от жилого дома № 312 по ул. К. Маркса, от земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 14 417 кв. м с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. К. Маркса, 310, участок находится примерно в 15 м от ориентира на восток в Октябрьском районе. Арендуемый земельный участок предоставлен заявителю для размещения временной специальной открытой площадки для хранения автомобилей, за что общество регулярно уплачивает арендную плату, размер которой определяется в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172) и зависит, в том числе от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275). За период с 2009 года по 2012 год арендная плата внесена заявителем в полном объеме. Однако приложением № 2 постановления Правительства УР № 77 определены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Данные обстоятельства повлекли установление Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска задолженности ООО "ЛиСа" перед бюджетом города в размере 204 630,78 руб. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "595,40" на цифру "1813,59" в пункте 105 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 3 - 6).
Представитель ООО "ЛиСа" З.С.Ю. (доверенность № 35 от 11 марта 2014 года сроком на один год - л.д. 7) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить (л.д. 66, 67).
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - начальник юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенность № 7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д. 64), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 77 явилось наличие в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем издания оспариваемого постановления, что не требует составления соответствующего протокола и решения о ее устранении (л.д. 58 - 60).
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность № 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 65), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом и в установленном законом порядке. При этом пояснила, что необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, была выявлена в результате информационного обмена с органами местного самоуправления. В связи с чем, в апреле 2012 года Пермский филиал ФГУП "ФКЦ Земля" представил Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики, в соответствии с которым удельный показатель в кадастровом квартале 18:26:010117 составил 1813,59 руб./кв. м (л.д. 50, 51).
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Город Ижевск" был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 48), но в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение старшего помощника прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ООО "ЛиСа" подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил № 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил № 316).
Согласно пункту 8 Правил № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил № 316).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из чего следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР № 77 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 77 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года № 44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР № 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275), используемые при исчислении арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 105 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:010117 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "595,40" на "1813,59" (л.д. 36, 37).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с договором аренды земельного участка № 4683 от 04 декабря 2008 года (далее по тексту - Договор аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года), заключенным на основании постановления Администрации г. Ижевска от 13 октября 2008 года № 832/1, Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (Арендодатель) предоставила автостояночному кооперативу "Север" (Арендатор) часть 2 площадью 2385 кв. м, расположенную за красной линией, адресным ориентиром: г. Ижевск, земельный участок находится в 35 м по направлению на запад от жилого дома по ул. К. Маркса, 312, от земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 14 417 кв. м, с кадастровым номером 18:26:010117:20, с адресом (адресным ориентиром): г. Ижевск, ул. К. Маркса, 310, участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на восток, в Октябрьском районе (далее по тексту - земельный участок). Земельный участок предоставлен Арендатору для размещения временной специальной открытой площадки для хранения автомобилей сроком до 13 сентября 2009 года (л.д. 25 - 30).
Соглашением от 17 августа 2009 года автостояночный кооператив "Север" (первоначальный Арендатор), по согласованию с Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, передал права и обязанности по Договору аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года ООО "ЛиСа" (новый Арендатор) (л.д. 31, 31 на обороте).
Соглашениями № 4683/1 от 11 декабря 2009 года, № 4683/2 от 27 января 2011 года, № 4683/3 от 20 января 2012 года и № 4683/4 от 29 апреля 2013 года, заключенными между Арендодателем и новым Арендатором, действие Договора аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года продлевалось, соответственно до 30 сентября 2010 года, до 28 ноября 2011 года, до 28 октября 2012 года и до 08 октября 2013 года (л.д. 32 - 35).
Причем согласно пункту 6.3 Договора аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года, в случае, если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия Договора аренды, то при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается пролонгированным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из Сторон вправе в любое время отказаться от участия в Договоре, письменно предупредив об этом другую сторону за один месяц (л.д. 27).
Из чего следует, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде ООО "ЛиСа" является Арендатором земельного участка, на котором размещена временная специальная открытая площадка для хранения автомобилей.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что размер арендной платы за использование земельного участка определяется в соответствии с постановлением Правительства УР № 172.
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, и площади земельного участка.
В силу пункта 2.5 Договора аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября в размере, пропорциональном количеству дней в квартале, за который осуществляется оплата (л.д. 35).
Согласно справке по начислению и оплате арендной платы, выданной Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, принятие оспариваемого заявителем постановления Правительства УР № 77, в частности, изменение размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (с "595,40" на "1813,59"), явилось основанием для соответствующего перерасчета и начисления задолженности арендной платы по Договору аренды № 4683 от 04 декабря 2008 года, начиная с третьего квартала 2009 года и по четвертый квартал 2013 года. Всего на 29 ноября 2013 года недоимка по основному платежу составила 204 630,78 руб. и недоимка по пени - 57, 16 руб. (л.д. 38).
Вследствие чего суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР № 77 в части изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:010117, в котором заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером 18:26:010117:20, начиная с августа 2009 года и по настоящее время, повлекло значительное увеличение расходов общества на его содержание, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
С учетом изложенного, принимая во внимание правовые положения ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, суд признает несостоятельным и подлежащим отклонению довод представителя Правительства УР о том, что заявитель не вправе оспаривать постановление Правительства УР № 77 в заявленной части, поскольку она касается неопределенного круга лиц, пользующихся земельными участками в кадастровом квартале 18:26:010117.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР № 77 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, обосновывающей необходимость принятия последнего, изменение ранее внесенных в постановление Правительства УР № 275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д. 61 - 63).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признает, что данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Судом установлено и не оспаривается представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учета не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам.
Суд констатирует, что в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР № 77 вообще отсутствует какое-либо обоснование выявленной технической ошибки в сведениях, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем именно состоит необходимость ее исправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п. 5 ст. 28 Закона о кадастре.
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 09 апреля 2012 года за № 01-10/2/319, которым сопровожден Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений от 09 апреля 2012 года, не может быть принята в качестве доказательства исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, ее обоснование, в том числе обоснование необходимости исправления. В связи с чем, ссылка представителя Управления Росреестра по УР на необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок, без представления каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не может быть принята в качестве допустимого доказательства принятия органом кадастрового учета решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Причем в судебном заседании представитель Правительства УР утверждал, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 77 являлся составленный Исполнителем Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года, с учетом изменений на 12 июля 2010 года (л.д. 40 на обороте, 60).
Данное противоречие представитель Управления Росреестра по УР в судебном заседании обосновала тем, что Управление Росреестра по УР не проинформировало Правительство УР о последних изменениях Отчета Исполнителем работ в 2012 году, что также свидетельствует о нарушении установленного законом порядка исправления кадастровой ошибки (п. 5 ст. 28 Закона о кадастре).
Ссылка представителя Управления Росреестра по УР на Административный регламент, в связи с процедурой исправления кадастровой ошибки, является несостоятельной, поскольку данный вопрос не регулируется названным правовым актом.
Ссылка представителя Правительства УР на приказ Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не изменяет (отменяет) установленного законом порядка исправления кадастровой ошибки.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 2 постановления Правительства УР № 77 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР его положений (письмо от 25 марта 2014 года № 01-13/1352, л.д. 41).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316.
Таким образом, суд признает, что постановлением Правительства УР № 77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по г. Ижевску УР, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ООО "ЛиСа", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 77 к таковым не относится.
Пунктом 2 постановления Правительства УР № 77 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в общей сумме 204 687, 94 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛиСа" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "595,40" на цифру "1813,59" в пункте 105 в разделе "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2014 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: