Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 20.11.2014 по делу N 3-88/2014 <О признании частично недействующим постановления Правительства УР N 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу № 3-88/2014

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Матрица" и общества с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Матрица" и общество с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" (далее по тексту - ООО "Матрица", ООО "ИКЗ", общества, заявители) обратились в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 116, оспариваемое постановление).
Свои требования заявители мотивировали тем, что являются собственниками объектов недвижимости, приобретенных у общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод строительной керамики" (далее - ООО "ИЗСК"), которые расположены на земельном участке с кадастровым номером № и видом разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". При заключении заявителями договора аренды земельного участка с Администрацией г. Ижевска, размер арендной платы был рассчитан по установленному оспариваемым постановлением удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка, который намного превышает ранее действовавший размер. Поскольку действие постановления Правительства УР № 116 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, то арендная плата предполагается начислению: в отношении ООО "ИКЗ" - с 19 января 2010 года (с момента принятия постановления Администрации г. Ижевска о предоставлении в аренду данного земельного участка); и в отношении ООО "Матрица" - с 09 ноября 2010 года (с момента регистрации права собственности на объекты недвижимости). Заявители считают оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в части, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие их денежных средств. В связи с чем, заявители просят суд признать недействующим постановление Правительства УР № 116 в части подпункта "9" пункта 2 об изменении цифры "698,31" на цифру "1711,30" в пункте 930 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 4 - 9).
Представитель ООО "ИКЗ" и ООО "Матрица" Л.А.В. (доверенность № 2 от 20 октября 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года и доверенность № 6 от 20 октября 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 83, 84) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность № 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 63), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 116 принято уполномоченным органом и в установленном законом порядке.
Представители Правительства УР и Администрации МО "Город Ижевск" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 59, 62, 64), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Представитель Правительства УР представил в суд письменные возражения, просил рассмотреть настоящее гражданское дело без их участия (л.д. 82 на обороте).
Руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Правительства УР и Администрации МО "Город Ижевск".
Согласно письменным возражениям представителя Правительства УР - начальника юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенность № 7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д. 62), Правительство УР полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. При этом обосновывает законность принятия и соответствие действующему законодательству постановления Правительства УР № 77 от 25 февраля 2013 года, которое не обжалуется заявителями в рамках заявленного ими спора (л.д. 81, 82).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР Борзенковой Т.А. об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно материалам дела, ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" являются юридическими лицами, которые могут выступать истцами и ответчиками в суде (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В адресованном суду заявлении заявители указывают на то, что на основании постановления Правительства УР № 116 произведен расчет арендной платы за пользование ими земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в их собственности, что нарушает их права, поскольку данное постановление они считают незаконным.
При таких обстоятельствах суд признает ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" относящимися к числу лиц, перечисленных в части 1 статьи 251 ГПК РФ и обладающих правом на оспаривание нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части постановления Правительства УР № 116 федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил № 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил № 316).
Согласно пункту 8 Правил № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил № 316).
Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета, Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает лишь те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Согласно материалам дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Данное постановление Правительства УР прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд признает, что постановление Правительства УР № 116, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР, являющимся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, носит нормативный характер, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года № 24 и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается заинтересованными лицами в порядке главы 24 ГПК РФ.
Подпунктом "9" пункта 2 постановления Правительства УР № 116 в разделе "Г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275).
В частности, в подколонке 9, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в пункте 930 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:030034 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "698,31" на "1711,3". Действие постановления Правительства УР № 116 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (л.д. 10 - 13).
Согласно договорам купли-продажи № от 26 апреля 2004 года и № от 17 мая 2004 года ООО "ИЗСК" (Продавец) продал, а ООО "ИКЗ" (Покупатель) принял и оплатил следующие объекты недвижимого имущества: котельную и железнодорожный тупик, расположенные по адресу г. Ижевск, <адрес> (л.д. 27 - 31).
Согласно договору купли-продажи № от 12 мая 2010 года, ООО "ИЗСК" (Продавец) продал, а ООО "Матрица" (Покупатель) принял и оплатил следующие объекты недвижимого имущества: склад-ангар, арочный склад типа "ангар", склад готовой продукции, формовочный цех, трансформаторную подстанцию, глинозапасник, проходную будку, бытовые помещения, которые расположены по адресу г. Ижевск, <адрес> (л.д. 32 - 39).
Право собственности на вышеназванные объекты недвижимости зарегистрировано заявителями в установленном законом порядке, что подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 65 - 74).
В соответствии с проектом договора аренды земельного участка № от 08 мая 2014 года (далее по тексту - проект договора аренды), составленным на основании постановления Администрации г. Ижевска от 19 января 2010 года N, Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска (Арендодатель) предоставила ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 52710 кв. м по адресу г. Ижевск, <адрес> в Устиновском районе (далее по тексту - земельный участок). Земельный участок предоставлен Арендатору для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий производственной базы сроком до 19 января 2059 года, и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Арендная плата ООО "Матрица" за земельный участок площадью 56755 кв. м начисляется с 09 ноября 2010 года (с момента регистрации права собственности на объекты недвижимости), а арендная плата ООО "ИКЗ" за земельный участок площадью 1955 кв. м начисляется с 19 января 2010 года (со дня принятия постановления Администрации г. Ижевска о предоставлении земельного участка № от 19 января 2010 года). Проект договора аренды земельного участка подписан Арендодателем (л.д. 40 - 48).
Не согласившись с размером арендной платы, определенным Арендатором, заявители направили ему протокол разногласий, на что получили ответ о том, что постановление Правительства УР № 116, на основании которого исчислена арендная плата, является действующим и никем не оспорено, тогда заявители обратились в суд с настоящим заявлением (л.д. 75 - 79).
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за использование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Правительства УР № 172 (п. 2.2 проекта договора аренды).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, на площадь земельного участка.
В силу приложения № 2 к проекту договора аренды размер арендных платежей Арендаторов ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" по состоянию на 2014 год составляет 1 657 761,98 руб. и рассчитан от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 1711, 30 руб./кв. м, установленного постановлением Правительства УР № 116 (л.д. 48).
Из преамбулы постановления Правительства УР № 116 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Причем данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия, на который ссылалась в судебном заседании представитель Управления Росреестра по УР.
Суд установил и не оспаривается представителем Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учета не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам.
В пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления необходимость внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 обоснована ошибкой в Отчете, допущенной исполнителем работ при определении кадастровой стоимости земельных участков, подлежащей исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона о кадастре. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05, указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена (л.д. 80).
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 4 постановления Правительства УР № 116 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и пояснительная записка к проекту оспариваемого постановления свидетельствуют о применении Правительством УР положений письма Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по УР подтвердила, что постановлением Правительства УР № 116 внесены изменения в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года путем их замены на удельные показатели, ранее утвержденные постановлением Правительства УР от 26 мая 2003 года № 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", которое было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства УР № 275.
Из чего следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на удельные показатели, утвержденные утратившим силу постановлением Правительства УР № 181 от 26 мая 2003 года, до принятия Закона о кадастре.
Таким образом, постановлением Правительства УР № 116 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:26:030034 по г. Ижевску УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителям на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства УР № 116 в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, то это является основанием для признания данного постановления недействующим в части требований, заявленных ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 116 к таковым не относится.
Пунктом 4 постановления Правительства УР № 116 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для начисления арендной платы заявителям за истекший период с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, измененного оспариваемым постановлением. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда, повлечет нарушение прав заявителей, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию их денежных средств.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной заявителями при подаче настоящего заявления в суд, относятся на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть на Правительство УР.
Причем, согласно п.п. 6 п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ), при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов государственных органов организации уплачивают госпошлину в сумме 3000 рублей.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ установлено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Следовательно, при подаче настоящего заявления ООО "Матрица" и ООО "ИКЗ" должны были уплатить госпошлину в размере 3000 рублей в равных долях, а именно по 1500 рублей каждый.
Между тем, при подаче заявления, рассматриваемого в рамках настоящего гражданского дела, ООО "ИКЗ" уплатило 3000 рублей (платежное поручение № 408 от 15 октября 2014 года, л.д. 2), и ООО "Матрица" также уплатило 3000 рублей (платежное поручение № 97 от 17 октября 2014 года, л.д. 3), то есть в общей сумме заявители уплатили 6000 рублей.
При таких обстоятельствах, госпошлина в общей сумме 3000 рублей, излишне уплаченная заявителями, на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Матрица" и общества с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "9" пункта 2 об изменении цифры "698,31" на цифру "1711,3" в пункте 930 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики судебные расходы за уплату государственной пошлины в сумме 1 500 рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью "Матрица" и 1 500 рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод", а всего - в сумме 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Матрица" и обществу с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" из федерального бюджета государственную пошлину по их заявлению, рассмотренному Верховным Судом УР в рамках настоящего гражданского дела, в сумме 1500 рублей в пользу каждого, излишне уплаченную обществом с ограниченной ответственностью "Матрица" по платежному поручению № 97 от 17 октября 2014 года и обществом с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" по платежному поручению № 408 от 15 октября 2014 года.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Матрица" и обществу с ограниченной ответственностью "Ижевский кирпичный завод" справки на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 ноября 2014 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------