Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 04.12.2014 по делу N 3-102/2014 <О признании частично недействующим подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства УР от 25.02.2013 N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу № 3-102/2014

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора УР Демидова Д.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению автогаражного кооператива "Железобетон" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:

Автогаражный кооператив "Железобетон" (далее по тексту - АК "Железобетон", Автокооператив, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 77, оспариваемое постановление).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что является арендатором земельного участка площадью 2904 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Ижевск, <адрес>. Арендуемый земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания автогаражного кооператива, за что Автокооператив регулярно уплачивает арендную плату, размер которой зависит, в том числе от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275). За период с 2009 года по 2014 год арендная плата уплачена заявителем в полном объеме. Однако постановлением Правительства УР № 77 удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков по кадастровому кварталу 18:26:041141 увеличен. Действие оспариваемого постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Данные обстоятельства повлекли установление Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска задолженности АК "Железобетон" перед бюджетом города. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР № 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "667, 57" на цифру "1589,82" в пункте 1510 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 (л.д. 3 - 6).
Представитель АК "Железобетон" В.М.С. (доверенность 18 АБ 0555142 от 27 октября 2014 года сроком на два года - л.д. 7, 8) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представители Правительства УР, Управления Росреестра по УР и Администрации МО "Город Ижевск" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 64, 66, 67), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Представители Правительства УР и Управления Росреестра по УР представили в суд письменные возражения, просили рассмотреть настоящее гражданское дело без их участия (л.д. 69 на обороте, 77).
Руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Правительства УР, Управления Росреестра по УР и Администрации МО "Город Ижевск".
Согласно письменным возражениям представителя Правительства УР, чье решение обжалуется (начальника юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В., доверенность № 7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д. 72), Правительство УР полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 77 явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия, что не требует составления соответствующего протокола и решения о ее устранении (л.д. 68, 69).
Согласно представленным в суд пояснениям представителя заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР (главного специалиста-эксперта Ш.С.А., доверенность № 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 78, 79), Управление полагало требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР № 77 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (л.д. 73 - 76).
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение старшего помощника прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление АК "Железобетон" подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно материалам дела, АК "Железобетон" является юридическим лицом и может обращаться в суд с заявлениями об оспаривании правовых актов государственных и иных органов (п. 2.1 Устава автогаражного кооператива "Железобетон", л.д. 19 - 21).
В своем заявлении заявитель указывает на то, что на основании постановления Правительства УР № 77 произведен расчет и установлена задолженность по арендной плате за арендуемый им земельный участок, что нарушает его права, поскольку данное постановление он считает незаконным.
При таких обстоятельствах суд признает АК "Железобетон" относящимся к числу лиц, перечисленных в части 1 статьи 251 ГПК РФ и обладающим правом на оспаривание нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части постановления Правительства УР № 77 федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил № 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил № 316).
Согласно пункту 8 Правил № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил № 316).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275.
Данное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР № 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд признает, что постановление Правительства УР № 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР, являющимся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, носит нормативный характер, опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР (л.д. 15 - 17), а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года № 44 (I) и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается заинтересованными лицами в порядке главы 24 ГПК РФ.
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР № 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275).
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 1510 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства УР № 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:041141 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "667,57" на "1589,82". Действие постановления Правительства УР № распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 - 14).
Согласно договору аренды земельного участка № от 16 октября 2000 года (далее по тексту - Договор аренды № от 16 октября 2000 года), заключенному на основании постановления Первого заместителя главы Администрации - вице-мэра г. Ижевска от 01 февраля 2000 года № 31/21, Администрация г. Ижевска в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ижевска (в настоящее время - Управление земельных ресурсов и землеустройства) (Арендодатель) предоставила АК "Железобетон" (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером № площадью 4378 кв. м, находящийся по адресу <адрес> в Ленинском районе г. Ижевска.
Земельный участок предоставлен Арендатору для эксплуатации гаражей индивидуального пользования сроком по 01 февраля 2005 года. Данный договор аренды зарегистрирован в Регистрационной палате 07 декабря 2000 года за № 18-01.26-41/2000-435 (л.д. 37 - 49).
Постановлением Администрации г. Ижевска № 958/6 от 05 октября 2009 года вышеназванный земельный участок площадью 4378 кв. м был разделен, в связи с чем, АК "Железобетон" был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 2904 кв. м (л.д. 50).
Соглашением № 1911/1 от 20 января 2010 года, заключенным между Арендодателем и Арендатором, в Договор аренды № от 16 октября 2000 года внесены изменения, согласно которым Арендодатель предоставил Арендатору земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, общей площадью 2904 кв. м по адресу г. Ижевск, <адрес> в Ленинском районе для эксплуатации и обслуживания автогаражного кооператива сроком до 05 октября 2058 года (л.д. 51 - 57).
Приложением № 1 к вышеуказанному Соглашению установлены расчетные земельные платежи, ежегодный размер которых определен от удельного показателя кадастровой стоимости, равного 666,57 руб./кв. м (л.д. 56), увеличенного постановлением Правительства УР № 77 до 1589,82 руб./кв. м, что оспаривается заявителем в рамках настоящего гражданского дела.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за использование земельного участка определяется в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 172).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР № 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение ее удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.5 Соглашения № 1911/1 к Договору аренды № 1911 от 16 октября 2000 года, арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября равными долями (л.д. 51).
Согласно справке по начислению и оплате арендной платы по Договору аренды № от 16 октября 2000 года, на 10 ноября 2014 года Арендодателем выявлена задолженность Арендатора по основному платежу в сумме 1893, 21 руб., подлежащая взысканию в пользу Арендодателя (л.д. 61).
При таких обстоятельствах суд признает, что постановление Правительства УР № 77 в части изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:041141, в котором заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером № с 2000 года и по настоящее время, повлекло значительное увеличение расходов Автокооператива на его содержание, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
Суд констатирует, что преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР № 77, обосновывающей необходимость принятия последнего, изменение ранее внесенных в постановление Правительства УР № 275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д. 70, 71).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признает, что данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР в своих письменных возражениях на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Судом установлено и не оспаривается представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учета не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам (л.д. 58 - 60).
Суд констатирует, что в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР № 77 вообще отсутствует какое-либо обоснование выявленной технической ошибки в сведениях, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем именно состоит необходимость ее исправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п. 5 ст. 28 Закона о кадастре.
В своих письменных возражениях представитель Правительства УР ссылается на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 26 июля 2010 года № 01-1012/712, как на основание для подготовки проекта оспариваемого постановления, а представитель Управления Росреестра по УР при тех же обстоятельствах - на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 09 апреля 2012 года за № 01-10/2/319. Между тем данные письма не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия, поскольку они не отвечают требованиям п. 5 ст. 28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику.
Причем представитель Управления Росреестра по УР в своих письменных пояснениях подтвердила применение его положений при подготовке и издании постановления Правительства УР № 77 (л.д. 76).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316.
Таким образом, суд признает, что постановлением Правительства УР № 77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР № 275 в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:26:041141 по г. Ижевску УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменен произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных АК "Железобетон", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29 ноября 2007 года, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 77 к таковым не относится.
Действие постановления Правительства УР № 77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (ч. 2), что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в сумме 1 893,21 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств АК "Железобетон".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление автогаражного кооператива "Железобетон" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "667,57" на цифру "1589,82" в пункте 1510 раздела "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 08 декабря 2014 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------